Sony Esprit APM-6

Конструкция Sony APM-6 Monitor

В 1973 году доктор физико-технических наук Kojiro Maeda и Masaru Nagami (руководитель аудио исследовательского центра Sony – Shibaura) вывели корпорацию Sony в одного из лидеров на японском рынке по производству акустических систем высокой верности звучания. Первой такой системой стала Sony SS-8150. Как известно до 1970 - х годов главным параметром акустических систем была чувствительность, уровень которой характеризовал громкость звучания и динамику.

Kojiro Maeda и Masaru Nagami по сути первые заложили прообраз современного HI-END (только термина тогда такого не было). Они первые обратили внимание на качество звучания не только самих динамиков, но и, на первый взгляд таких «изотерических» элементов как:

  • внутренняя разводка в АС (до этого применялся обычный тонюсенький медный провод для электропроводки)
  • первые задумались о влиянии на звук конденсаторов и стали применять специальные, как сегодня принято говорить – «аудиофильские»;
  • входные клеммы, для надежной фиксации кабеля большого сечения (большинство производителей выпускали даже самые дорогие АС до середины 1980-х с хлипкими клеммами под кабель 0.75мм2 и 1.5мм2);
  • вибродемпфирование и развязка динамиков с корпусом и корпуса с полом.

И это все в начале 1970-х годов!

С развитием рок и электронной музыки, впервые была снижена чувствительность в угоду глубине баса, в Sony SS-8150, по уровню – 8дб были впервые для 12` динамика достигнуты заветные 30Гц.

Далее последовали еще более успешные колонки: Sony SS-G7 (см. соответствующую вкладку), Sony SS-G5, Sony SS-G9 и тд. 

Инженерная мысль двух ученых не имела рамок, и для приближения к возможному физическому пределу совершенства были получены неограниченные средства от корпорации Sony, так был создан бренд ESPRIT.

Группа разработчиков ESPRIT под руководством Masaru Nagami к 1978 году показала первые экземпляры АС Sony/ESPRIT APM-8 и Sony/ESPRIT APM-9 (вариант для студий звукозаписи с горизонтальной компоновкой динамиков). Изначальная цель создания данных АС это воплощение максимально возможного совершенства звука без ограничения затратной части разработки и производства. Причем задача стояла добиться идеально живого звука в стандартном жилом помещении или студии размером от 20 до 50м2. Sony/ESPRIT APM-8 стали самыми дорогими колонками в мире выпущенными до 1983 года. (в 1983 году Sony/ESPRIT APM-8 были проданы последние экземпляры).

КБ ESPRIT дабы еще раз доказать преимущества своей новой «космической»  технологии выпускают в 1981 году Sony/ESPRIT APM-6 Monitor. APM-6 Monitor, получились в 2 раза дешевле чем APM-8, но это не потому, что в шестёрках на чем-то экономили или что-то урезали. Все просто, «цена за килограмм» у Sony/Esprit APM-6 Monitor, такая же, как и у Sony/Esprit APM-8! Т.е. шестёрки такой же ТОП, как и восьмёрки, просто в два раза меньше, в два раза легче, и в два раза меньше динамиков. Конечно же, в ESPRIT не делали себе конкурента, APM-6 предназначались для более компактных помещений, из-за их двух-полосной конструкции и когерентного излучения драйверов, звук не распадается и создается ощущение точечного излучателя, даже если вы сядете в полуметре от колонки!

Несмотря на схожую конструкцию динамиков Sony APM-8 и Sony APM-6 звук у них разный, хоть и имеет общие фамильные черты:

Магнитные системы у обоих низкочастотников выполнены на четырех керновых Alnico V магнитах. У Sony/Esprit APM-8 динамик большего диаметра, с более тяжелым диффузором, приспособлен для работы на нижнем басе, для поперечной стабилизации и обеспечении плавности хода применено 5 центрирующих шайб (4 на каждой катушке и одна общая). У Sony/Esprit APM-6 Monitor низовик меньшего диаметра и легче, он лучше отрабатывает нижнюю середину, ему для стабильности и плавности хода хватило двух центрирующих шайб (по центру, на катушках нет ни каких шайб!) большего диаметра, что позволило увеличить ход диффузора, тем самым не потерять в самых глубоких басах.

Итак, Kojiro Maeda и Masaru Nagami показали универсальность своей технологии и прогнозируемость параметров сотовых диафрагм, которые могу работать как в многополосных системах (Sony/ESPRIT APM-8 имеют четыре полосы), так и в двухполосных (Sony/ESPRIT APM-6).

В мире за все годы было сделано сотни тысяч двухполосных АС, но если сравнивать шестерки с конкурентами, то они имеют расширенный диапазон частот в сторону НЧ. Ни одни в мире двухполосные АС, с 12` НЧ динамиком (в APM-6 квадратный диффузор 502см2 эквивалентен круглому динамику 30см в диаметре) не дают 20Гц со спадом -8Дб, 30Гц – 3дб. До начала 1990-х годов частота раздела двухполосных АС (имеются ввиду АС прямого излучения) лежала в границах от 3.5 кГц до 7 кГц. В начале двухтысячных годов, были созданы новые пищалки способные работать от 2.5 кГц. Сегодня существуют ВЧ динамики, работающие от 2 кГц. Но до сих пор никому не удалось «побить рекорд» 1981 года, когда были выпущены Sony/ESPRIT APM-6, где частота раздела между НЧ и ВЧ динамиками 1.2 кГц! Нет, конечно, сегодня возможно создать ВЧ динамик, который сможет работать даже от 1 кГц, но этот динамик тогда не будет работать даже до 15кГц по высоким частотам, а пищалка в APM-6 работает до 20кГц! Причем, известно, что чем больше размер диффузора пищалки, тем хуже у нее направленность. У ESPRIT APM-6 для убедительного воспроизведения СЧ действительно используется довольно большая площадь излучения (16см2, эквивалент 4см обычного динамика). Из-за квадратной формы излучающей плоской поверхности и специальной акустической линзы диаграмма направленности при отклонениях от оси 30 градусов на 10кГц падает всего на 3 дб! а на 15 кГц (благодаря акустической линзе) как ни странно падение еще ниже – всего 1 дб!  - это недостижимый сегодня параметр! Такая характеристика, обеспечивает необыкновенно широкую сцену и расширяет зону прослушивания, т.е. эти колонки можно слушать не одному, а нескольким людям сидя на диване.

Sony/Esprit APM-6 Monitor Vs Sony/Esprit APM-4. Четвёрки реально гораздо проще сделаны, материалы применены хоть и дорогие, но не такие как в шестёрках. 

Вообще, музыкальной сцене в «шестёрках» разработчики  уделили самое максимальное внимание. Плоские излучатели имеют «прямой привод» (крепление катушки непосредственно к диафрагме) и соответственно синфазное излучение. Динамики граничат друг с другом ровными широкими сторонами (а не как в колонках с круглыми головками, где динамики граничат - полукругами) что исключает интерференцию между динамиками на частоте раздела. Благодаря квадратной форме громкоговорителей увеличивается их диаграмма направленности, например, басавик Sony/ESPRIT APM-6 эффективной площадью эквивалентен 30 см обычному круглому динамику, но при этом его ширина составляет 25 см, и как известно чем меньше диаметр диффузора тем шире диаграмма направленности. Получается, что низкочастотник у Sony/ESPRIT APM-6 имеет масштабность звучания (сдвигаемую массу воздуха) как 30 сантиметровый НЧ динамик, а диаграмму направленности как у 25 сантиметрового! Ну и дополняет картину уникальный корпус “Super Oval”, который изготовлен из слоев натурального дерева и ламинированного ДСП, сверху отделан шпоном ценных пород дерева. Такой корпус исключает интерференции и дифракции (см рис.) от передней панели, а внутри минимизирует стоячие волны, поскольку грани корпуса не параллельны и между ними не образуются стоячие волны. 

Овальный корпус Sony/Esprit APM-6 Monitor предотвращает паразитные отражения от передней панели АС и от образования стоячих волн внутри, это дает избежать горба АЧХ на басах в следствии чего полностью отсутствуют такие явления как бубнение и гудение.

Фазоинвертор настроен на 22Гц и АС по сути работает как закрытый ящик, лишь только когда в записи появляется инфрабас они включаются в работу не "затягивая бас" как другие фазонверторные собратья с настройкой выше 30Гц.

Все четыре звуковые катушки намотаны плоским проводом, керн имеет тончайшие прорези для охлаждения и латунный полюсный наконечник для минимизации фихревых токов и уменьшения искажений, а толстый магнитопровод с мощным полем позволяет охватить почти все витки катушки, что позволяет великолепно отрабатывать малейшие отклонения тока и позволяет динамику воспроизводить без спада средние частоты.

Выпуск Sony/ESPRIT APM-6 Monitor произвел фурор в аудио мире, они собрали множество премий, (в том числе продукт года, журнал «Стереозвук» 83`) и восторженных отзывов критиков, музыкантов и звукорежиссёров. Многие западные издания Sony/ESPRIT APM-6 Monitor называли лучшими двухполосными мониторами. Корпорация Sony оснастила некоторые свои студии в Columbia pictures (где нельзя было использовать Sony/ESPRIT APM-8 (APM-9) или в дополнение к ним).

Фильтры Sony/ESPRIT APM-6 Monitor - образец для подражания. Всё залито компаундом, катушки намотаны проводом из бескислородной меди, применены специализированные пленочные конденсаторы и керамические резисторы. 

АЧХ ровнейшая, флуктуации с 40 Гц до 17 кГц составляют менее 1 дб! данному показателю могут позавидовать не только все акустические системы, но и многие усилители и цифровые проигрыватели!

Гармонические искажения, находятся практически на пороге слышимости, импеданс менее 7 ом не падает, что обеспечивает прекрасную стыковку с любыми усилителями в том числе и ламповыми. Сам график импеданса без традиционного "фазоинверторного провала", т.е. провал то есть, но он за пределами человеческого слуха, ниже 20Гц.

Звук и тест

Перед тем как описывать звучание Sony/EspritAPM-6 хотелось отметить, что производитель, дает чёткие рекомендации по расстановке и требования к спикерстендам. Мы, соответственно, удовлетворили все что обозначил производитель.

Давно хотелось сделать тест ТОПовой акустики, самой вершины, к чему может стремиться аудиофил или меломан, но в реальных, квартирных условиях, без громадных ящиков, рупоров и неоправданной стоимости. То есть в обычном форм факторе, акустика должна комфортно себя чувствовать в помещении 17-27м2. 

Список участников теста:

  • Sony/Esprit APM-6 Monitor
  • YG Acoustics Sonja 1.2
  • Diatone DS-3000
  • Sony/Esprit APM-4
  • WILSON AUDIO WATT / Puppy Series 6
  • Technics SB-1000
  • TAD CR1
  • Technics SB-M1000
  • Victor SX-900
  • Kef Reference 105.2
  • Sonus Faber liuto
  • OTTO SX-P1 (Fisher STE-1200)
  • Avalon Acoustics Eclipse
  • Technics SB-M2

Итак, за 14 дней было прослушано 14 пар акустики. Тестовая система: Technics SL-Z1000/Technics SH-X1000, TEAC X-1000R, OPPO BDP-105, Technics RS-B900, Nakamichi ZX-7, SONY PS-X9, Technics SU-C7000/Technics SE-A7000, авторский однотактный усилитель на лампах 300B. Сигнальные кабели: Furutech Evolution Audio XLR, SONY XLR 6N-OFC, Oyaide Tunami TERZO RR, Oyaide PA-02TR, Sony LC-OFC RK-C705HS, Sony LC-OFC RCA RK-C910ES. Акустические кабели - авторские на основе литцендрата и SONY LC-OFC CLASS1 (рекомендуемые производителем для акустики серии Esprit).

Прослушивание и впечатления

Обычно, самое простое - сравнивать звук АС, т.к. все АС тонально разные и это быстро бросается сходу на слух, сложно сравнивать равные по классу источники, где чтобы ощутить существенные различия требуется сесть на диван, вслушаться, вдуматься в музыкальную картину и тд. Sony/ESPRITAPM-6 нужно слушать только так как источники, вдумчиво, вслушиваясь в палитру музыкальных красок, в послезвучия, в тонкие бархатистые оттенки каждого инструмента. А если, например, включить Diatone DS-3000, OTTOSX-P1, Technics SB-M2 и после них резко переключить на Sony/ESPRIT APM-6, то создастся впечатление, что музыку сделали тише и что-то из нее убрали, приглушили как будто. 

При внимательном прослушивании Sony/ESPRIT APM-6 сидя на диване, после DiatoneDS-3000, OTTOSX-P1, Technics SB-M2 и других как бы отдыхаешь! В звуке исчезли все острые углы, голоса и инструменты наполнились разнообразными красками и оттенками. Хотя при переключении на одну пару из вышеупомянутой троицы опять становилось громче, и появлялись новые детали, но после Sony/ESPRIT APM-6 эти детали стали как бы лишними, мешали прослушиванию, отвлекали от мелодии, DiatoneDS-3000, OTTOSX-P1, Technics SB-M2 раскладывали весь музыкальный материал «по полочкам». 

«Возвращаясь на диван» начинаешь вслушиваться в музыку Sony/ESPRIT APM-6 и чем дольше слушаешь (особенно знакомые записи) тем больше удивляешься звучанию этих колонок. Выверенность, деликатность, наполненность эмоциями каждого музыкального инструмента, каждого голоса, каждого послезвучия, каждого бархатистого оттенка, причем все это не вылезает и не напрягает, составляя единую мелодичную музыкальную материю. 

По жанровости, APM-6 всеядны, причем настолько, что мы были удивлены, например, старый не ремастеринговый AC/DC звучит везде и всегда ужасно, все в куче, сплошной рев и шум, причем с отсутствием нормального верха и баса. Возникает мысль – что записывали AC/DC глухие обкуренные подростки. Когда AC/DC и подобные плохо записанные группы включаешь на Sony/ESPRIT APM-6, то создается впечатление что на них и записывалось! И что звукорежиссеры не такие уж глухие… 

Отдельного описания заслуживает бас, такой глубины слышать еще не приходилось не от одних колонок, даже более крупных размеров! Имеется ввиду именно глубина баса, едва ощущаемая слухом, но присутствующая «духом» в комнате прослушивания. При переключении на любые другие АС возможно даже сначала может показаться, что баса больше, но когда начинаешь слушать, понимаешь, что половины глубинных басовых деталей просто нет! 

Тест басовитости Sony/ESPRIT APM-6 можно провести на любой композиции, где записан глубокий бас (в некоторых композициях бас ниже 40Гц просто отсутствует). Пример, всем известный Pink Floyd альбом The Dark Side Of The Moon, первый трек Speak To Me где композиция начинается со стука сердца. Если в комнате будет кромешная тишина и мощность усилителя на 10Вт, то на Sony/ESPRIT APM-6 первые удары прослушиваются с 1й секунды, на другой акустики с 2-й. Далее при возрастании ударов слышны инфра низкочастотные послезвучия постепенно с нарастанием заполняющие всю комнату. Даже Technics SB-M1 имеющие 15` низкочастотные динамики дают мощнейший импульс в грудь (лидер теста по скорости и мощности удара в грудь!), но не дают бархатистых инфра низкочастотных послезвучий. Единственные АС которые смогли приблизится к Sony по этому параметру, это YG Acoustics Sonja 1.2, они давали не менее эффектный инфра бас, но немного уступали по целостности самого импульса после которого начинаются послезвучия. Чувствительность у YG Acoustics Sonja 1.2 уж совсем низкая, чтобы они инфрабас давали как Sony/ESPRIT APM-6, им нужно не 10Вт, а 20Вт. Также очень понравился бас у WILSON AUDIO WATT / Puppy Series 6, OTTO   SX-P1 и Technics SB-1000.

Резюме. Из десяти человек прослушивающих Sony/ESPRIT APM-6, восемь признали их лучшими!

  • Звук: 5
  • Конструкция: 5
  • Ценовая категория: 5