Идеальные АС

Идеальные акустические системы (редакция 2015 года)

Мы понимаем, что уже почти всё изобретено и наше исследование возможно придёт к уже когда-то использованной конструкции, в этом случае, мы выжмем из неё всё и не жалея сил усовершенствуем до максимума! Нам нужна эталонная акустика для своих тестов и разработки акустического оформления помещений для прослушивания, такой мы сегодня на рынке не нашли!

Для начала расскажу что слушали, кроме того что представлено на сайте (очень вкратце):

  • Sony/Esprit APM-8
  • Technics SB-M1
  • Technics SB-10000
  • Focal Grande Utopia EM
  • Living Voice vox olympian
  • Dunlavy SC V
  • Rey Audio RM-4B
  • Rey Audio RM-6В Kinoshita Monitor by Kenrick Sound
  • JBL 4355
  • JBL Hartsfield
  • JBL Everest DD66000
  • Dynaudio Evidence Master
  • Acapella Audio Arts Spharon Excalibur
  • Bowers & Wilkins 802 Diamond
  • Tannoy Dimension TD12
  • Tannoy Westminster Royal SE
  • Wilson Audio Alexandria X-2
  • Exclusive model 2401 twin
  • Westlake Audio Tower SM-1
  • Westlake Audio BBSM-15
  • Zingali Client Name
  • Ocean Way Recording HR-3
  • ATC SCM300A SL
  • PMC MB2

Что-то понравилось, а что-то разочаровало. Разочаровала, прежде всего, неоправданная цена многих современных моделей. Например, Zingali Client Name Evo 1.5 стоимостью  около 20 000 евро оснащены концертными профессиональными динамиками компании B&C стоимость комплекта из всех четырех динамиков даже не дотягивает до 4000 евро. Дело еще не только в цене динамиков, а в том, что они не предназначены для высококачественного воспроизведения, там «катушки намотаны проводом толщиной с палец!», такие динамики рассчитаны на высокую мощность и звуковое давление, но не точность передачи звукового сигнала. Оставшиеся 16 000 евро, понятно идут не на корпус и фильтр, которые тоже оставляют желать лучшего и едва стоят 4-5000 евро. Но зато не экономят на маркетинге (разные легенды о знаменитой компании Zingali с теплого побережья Тирренского моря выпускающую великие студийные мониторы и тд.) и на внешней отделке (шпон и лак действительно смотрятся великолепно). 

Проанализировав ситуацию на современном рынке, стало ясно, что сегодня туго с самыми главными компонентами акустической системы – динамиками! Всё производство сосредоточено у нескольких компаний, лидером являются скандинавы (Peerless, Scan Speak, Vifa, SEAS – эти марки принадлежат одному собственнику) в ассортименте которых для хорошей большой акустики выбрать абсолютно нечего! Другие компании тоже не выпускают хороших больших динамиков, дело это не рентабельное. Те, кто часто посещают HIGH END выставки, могут не согласиться, а как же Российские производители - Slonov Sound Design, Forgotten Sound  и другие? Российские производители пошли по тому же пути, как и Zingali, ставят «дубовые» профессиональные динамики, деваться некуда!

Но нам проще! У нас нет коммерческой основы, и мы можем применить динамики, которые ныне не производятся или вовсе заказать производство динамиков для наших целей!

Многие зададутся вопросом, почему мы ищем именно большие динамики? Да потому что мы хотим сделать бескомпромиссные акустические системы и размером особо ограничиваться не будем (в разумных пределах!), тем более мнение о том (если еще кто не знает) что большие АС не звучат в небольшом помещении – миф. Законы физики никто не отменял и большой диффузор «цепляется за воздух» лучше маленького, т.е. большой диффузор давит на слои воздуха перед собой, а маленький разгоняет воздух по сторонам, поэтому живой звук, а именно размер инструмента, скорость, маленький диффузор предать не может.

Но, не всегда чем больше, тем лучше! Известно что диффузоры более 15` (380мм) трудно сделать приемлемого веса, поэтому, например, 18` динамики звучат хорошо только в качестве сабвуфера (как, например, в прослушанных нами Westlake Audio Tower SM-1).

Итак, мы изучили все 15` динамики, которые только возможно купить, и купили некоторые из них! Было проведено множество инструментальных (здесь не будем подробно останавливаться на них) и слуховых тестов.

Динамики были прослушаны напрямую без фильтра в свободном пространстве, с активным фильтром 12дб\Окт - 600Гц, 24Дб\Окт - 500Гц, 24Дб\Окт – 200Гц, в ФИ (настраиваемый) и ЗЯ. Завершающая стадия прослушивания отобранных образцов проводилась с СЧ-ВЧ звеном собранном на широкополосном динамике Fostex 138ESR и в нескольких трехполосных акустических системах, вместо штатного НЧ динамика.

Испытуемые:

  • Diatone PW4014CM 
  • Sony 380W003
  • Sony 270W001
  • Sony SUP-L11
  • Sony SUP-L12
  • TAD TL-1601a
  • JBL LE-15A
  • JBL 2235H
  • JBL 2231A
  • Technics EAS-38PL32S
  • Altec Lancing 515-8C (New Altec)
  • Altec Lancing 416-8b (New Altec)
  • Stage Accompany SA1513
  • Coral 15L-101
  • Fostex W400A-HR
  • Fostex W400A
  • Gauss 4583a

Gauss 4583a и Altec Lancing 416-8b наиболее раскрываются в рупорном оформлении, хотя при грамотной реализации могут показать отличные результаты и в ФИ

Удивил своими басовыми способностями Sony 380W003, а Technics EAS-38PL32S отличился высокой скоростью и масштабностью нижней середины, также восхитила направленность этого динамика – в любом даже в самом дальнем углу, звук почти как возле динамика!

По-настоящему поразил инфранизкочастотными способностями Sony 270W001. Он безупречно (как не один динамик!) воспроизводит низкочастотный диапазон от 20 до 150Гц, причем нет никакой задержки, размазанности, фазовых искажений как у других динамиков или сабвуферов способных воспроизводить глубокий бас порядка 25-35 Гц. На этом динамике впервые раскрылись мелкие инфранизкочастотные детали некоторых композиций, бархатистые послезвучия, реверберации зала и тд. Но, к сожалению после 200-300 Гц данный динамик теряет энергетику  (это конечно в сравнении с лучшими образцами, что мы тестировали!). Но в акустике(Sony/Esprit APM-8) где использовался данный вуфер, имеется дополнительный динамик (акустика четырех полосная) который подхватывает и помогает на мидбасе и нижней середине. Изготавливать на базе этих динамиков что-то, смысла нет, т.к. уже все сделано – Sony/Esprit APM-8. Хочется отметить, что у данных динамиков срок службы подвесов 10-15 лет и при неквалифицированной замене на «левые» подвесы, они теряют свой звук! Но с Sony APM еще не так сложно! Например, если покупать, тот же винтажный а не новый AltecLancing 416-8b или другой с ткаными подвесами, то там могут быть большие проблемы связанные с высыханием пропитки подвесов.

Многие динамики из выше перечисленных очень понравились, а некоторые не оправдали ожиданий (здесь не будем на этом останавливаться подробно).

Вывод по результатам теста: если делать самую бескомпромиссную акустику в мире, то на динамиках Sony SUP-L11, если самую популярную и повторяемую, то на TAD TL-1601a. Самая универсальная акустика получилась бы на Fostex W400A-HR, причем он будет хорош не только в прямом излучении, но и нагруженным на обратный рупор! Самая «коммерческая» акустика, по соотношению цена/звук/возможность собирать неограниченное количество, получилась бы на New Altec Lancing 515-8C но, к сожалению новые Altec от GPA сильно уступают по звуку старым винтажным Altec!

Итак, НЧ динамик выбран.

Немного из истории…

Оказывается, эти динамики разрабатывались вообще не для продажи (поэтому они и лучшие!), а специально для оснащения студий Sony Music и студий Голливуда принадлежавших корпорации Sony.  Sony вложились по полной! Все свои ресурсы и возможности бросили на разработку студийных мониторов дальнего – среднего поля. Для лучших студий – лучшее оборудование! Требовались акустические системы, не имеющие ограничений в динамике, прозрачности, не имеющие искажений заметных на слух и точно воссоздающие БСО (большой симфонический оркестр) в помещении студии, за основу бралось именно точное повторение звука БСО. А если акустика неотличимо воспроизведет БСО, то она воспроизведет всё!

В 1993 году для руководства над проектом пригласили гуру акустики Masaru Nagami (одного из основателей КБ Esprit). Masaru Nagami будучи уже на пенсии руководил проектированием одних из лучших АС выпущенных в Японии: SONY SS-GR1, которые были удостоенные премии Golden Sound Coty Award в 1991 году. Для 12` НЧ динамика SONY SS-GR1 группа инженеров под руководством Masaru Nagami разработала уникальный легкий композиционный конусный диффузор на основе целлюлозы и полиамидных разнонаправленных волокон. Данный конус дополняла линейная двойная система подвески диффузора, где верхний подвес не оказывает сопротивление, а служит только для предотвращения КЗ, а центрирующие шайбы выполнены из двойного текстиля с заполнением кремнием, - материалом с эффектом памяти, в результате при любых амплитудах подвижная система возвращается всегда четко на место без инерционных раскачиваний. Такая конструкция также сказалась положительно на долговечности.  

В новом проекте было принято решение работать в этом направлении, поскольку,  по мнению самого Masaru Nagami: - не было возможным изобрести что-то более совершенное для низкочастотного излучателя.

Sony SS-GR1

Sony SS-GR1

В результате был разработан не только самый совершенный 15` конусный диффузор, но и самая мощная и сложнейшая магнитная система, состоящая из восьми кобальтовых (Alnico V) стержней установленных вместо керна и дополнительный кольцевой кобальтовый магнит который повышает плотность магнитного поля и компенсирует потери в магнитопроводе. Сборка и настройка такой сложной магнитной системы требовала прецизионного оборудования и высшей квалификации персонала, возможен был только выпуск не более 2 - 4-х динамиков в месяц. Первые образцы Sony SUP-L11 были изготовлены в 1995 году, выпускались два года (в 1997 году Sony закрывает свое подразделение профессионального аудио), и нетрудно подсчитать, что за это время было выпущено очень малое количество динамиков.

Sony SUP-L11 & TAD TL-1601A

К такому совершенному басовику изготовили еще более совершенный компрессионный драйвер - Sony SUP-T11, но об этом позже. А следующим шагом была изготовлена другая линейка НЧ динамиков – Sony SUP-L12 и Sony SUP-L14 соответственно 12 и 15 дюймов диаметром. Данные головки по конструкции проще, и сделаны для другого звука.

После тестирования Sony SUP-L11 многим звукорежиссерам, привыкшим за долгие годы к динамикам обычной конструкции (TAD TL-1601a, TAD TL-1601b, TAD TL-1601c, TAD TL-1603, JBL 2235H, JBL ME150HS, JBL 1400Nd и тд.), было трудно работать. Профессионалы заявляли, что такого звука не достичь в бытовых и концертных условиях, что записи,  сведенные на Sony SUP, просто не одна в мире акустика не сможет воспроизвести! Что им при финальном мастеринге нужно слушать такой звук как будет на концерте или в хорошей домашней системе. Тогда для мастеринга было решено разработать динамики «в стиле» TAD и JBL – Sony SUP-L14. А системы на Sony SUP-L11 решили поставить на лайф, например, БСО находится  в одном помещении, а пультовая в другом за стеклом и для многодорожечной записи необходимо контролировать микс. Тут акустика на Sony SUP-L11 оказалась незаменимой, т.к. лучше всего могла воссоздать атмосферу живых инструментов, что позволило их абсолютно правильно записать.

Вопрос – почему именно динамики корпорации Sony оказались лучшими?

Во-первых, на 1990 – е годы японская корпорация была одна из самых крупных и успешных в мире (как сейчас Apple) и могла выделить неограниченный бюджет на разработку лучшего продукта в своей категории.

Во-вторых, практически все 15` динамики разрабатывались изначально для профессиональных целей – озвучивания концертов, клубов и открытых площадок, а для этих целей важно, прежде всего, звуковое давление и мощность, а не качество звука. Даже признанные одними из лучших динамические головки, такие как TAD TL-1601a, JBL 2235H, Altec Lancing 515-8C и тд, были изначально разработаны для концертов или кинотеатров и уже, потом перекочевали в студии и домашние системы. И только Sony SUP-L11 выпускались специально для достижения максимального качества звука.

В-третьих, Sony SUP-L11 не коммерческие динамики, они разрабатывались не для продажи, а для внутреннего применения, их нет в буклетах, на них никогда не было ценника и сколько они реально стоят не знает никто!  

Акустика выпускающаяся на динамиках Sony SUP, но были еще вариации которые делались на заказ для конкретных студий или помещений

С басовым звеном мы определились, это будут Sony SUP-L11 (далее мы попробуем конструировать на других интересных динамиках), измерения и прослушивания показали, что данные динамики могут работать до 800Гц, это говорит о том, что мы можем на них сделать двухполосную АС. Но чтобы «не придумывать велосипед» ибо в акустике уже давно все придумано и последние 25 лет уже нет ни одного нового изобретения, и видимо в ближайшем будущем не предвидится, мы решили изучить вопрос о мониторах Sony подробнее.

В 1995 – 1997 годах на головках Sony SUP-L11 и Sony SUP-T11 была выпущена линейка студийных мониторов  Sony SEM-5S и Sony SEM-5W и еще несколько моделей, о которых практически невозможно найти информацию. А информации нет, потому что они стоят на студиях и их запрещено фотографировать. В интернет лишь просочилось несколько фотографий, это Sony SEM-5W в которые кто-то поставил динамики TAD TL-1601a (возможно это самодельный вариант) и Sony SEM-5S которые видимо, попали в частные руки с разрушенной при стихийном бедствии в Японии студии.

Sony SEM-5S

Sony SUP-T11 & TAD TD-4001

В оригинальных акустических системах Sony динамик Sony SUP-L11 работал до 600Гц, а дальше включался компрессионный драйвер, нагруженный на рупор специальной формы. Sony SUP-T11 компрессионный драйвер специально разработанный для высококачественного воспроизведения музыки и также как Sony SUP-L11 имеет беспрецедентную конструкцию.

Компрессионный драйвер Sony SUP-T11 обладает уникальными возможностями как не один другой драйвер из, когда либо выпускавшихся.  Ближайший конкурент, кто смог хоть немного подобраться к Sony, это TAD TD-4001. Мы также перебрали около 20 компрессионных драйверов (здесь все перечислять не будем). При 4` катушке Sony SUP-T11 способен работать от 450Гц до 24 кГц! Лучший показатель TAD TD-4001: 450Гц – 20 кГц и JBL 476Be: 500Гц – 16 кГц. Причем очень обидно за JBL, они только в середине 2000-х годов смогли изготовить 4` мембрану из чистого бериллия, тогда как Pioneer драйверы TAD TD-4001 выпускает с начала 1980-х годов. Ладно, JBL сделали, но их 476Be устанавливаемые в акустику JBL Everest DD 66000, JBL Everest DD 67000 совсем не тянут ВЧ и не так уж низко работают, как те же TAD TD-4001. Короче, JBL от Pioneer отстают на более чем 30 лет, даже взяв технологии TAD, они не дотянули до них.

Sony SUP-T11, TAD TD-4001 и обычная купольная пищалка

В чем же секрет Sony SUP-T11 ? Прежде всего, в прецизионной магнитной системе на основе кобальтовых магнитов и высококлассного магнитомягкого железа. Драйвер также отличался сверхтонкой многослойной алюминиевой диафрагмой изготовленной методом напыления частиц алюминия с позолоченным подвесом (золото мягче алюминия и лучше деформируется). Сверхтонкая алюминиевая диафрагма, эластичный позолоченный подвес, большой объем компрессионной камеры, заполненной звукопоглотителем из вспененного никеля, цинковый антирезонансный корпус все это дает не искаженный звук и широкий диапазон частот.

Итак, у нас есть пара головок Sony SUP-L11 и Sony SUP-T11, очевидно, что на этих динамиках надо конструировать нечто подобное, что конструировали инженеры Sony, под руководством Masaru Nagami. Но мы хотели делать максимальный вариант на двух Sony SUP-L11, и эта акустика будет единственной, ее нельзя повторить и сделать даже на заказ.

Sony SUP-T11

Sony SUP-L11

Sony SUP-L11. Уникальная, единственная в мире магнитная система с двумя магнитами, где внешний кольцевой магнит "подмагничивает" или повышает коэрцитивную силу внутренних кобальтовых стержней, когда их размагничивает ЭДС возникающая в катушке. Подобная система применялась в динамиках с подмагничиванием, только там служил источником энергии электромагнит черпающий мощь от электросети.

У НЧ динамика Sony SUP-L11 каркас двухслойный стеклотекстолит и алюминий. В нашем НЧ динамике не хотелось иметь вес катушки Sony, но и хлипкую, плохо охлаждаемую бумагу ставить мы тоже не хотели. Решили каркас изготовить из титана, и обложить его тонкой бумагой куда уже и будет ложится намотка. Sony не зря внутреннюю часть стеклотекстолитового каркаса покрыли алюминием. Оказывается что алюминий уменьшает воздействие токов Фуко. Наш каркас из титана также работает как и алюминий у Sony, (титан парамагнитный металл), только наш каркас прочнее, легче и имеет идеальную теплоотводность.

В итоге, разработанные нами динамики не просто оправдали ожидания, а восхитили своим натуралистичным и вовлекающим звуком!

Спустя 10 лет, работы над разработкой динамических головок, мы сделали несколько версий 15` низкочастотников, которые мы применяем в своей акустике.