История акустических систем

История развития акустических систем (редакция 2014 года) 

В этой статье мы расскажем об истории развития HI-FI акустики, в том числе и отечественной. Проведём сопоставительный анализ АС (акустических систем) выпуска 70-х - 80-х годов, и современных. Во второй статье будет рассказано о брендах, кто есть кто на  HI-FI / HIGH END рынке, и об усилительной технике. В третьей статье цикла поговорим об источниках звукового сигнала и войне форматов.

Устройство динамического громкоговорителя со времён первого патента 1925 года и до сегодняшнего дня, практически не изменилось. Тем не менее, наибольший рывок в этой отрасли произошел в середине 70-х и начале 80-х годов прошлого века, но обо всем по порядку. Прежде всего, производители экспериментировали с материалами диффузоров динамических головок. Напомним, главными параметрами диффузора являются:

- жесткость - определяет стабильность рабочего хода;

- коэффициент внутреннего демпфирования (плотность материала) – чем он ниже, тем меньше влияния на звук самого материала;

- вес – влияет на резонансную частоту, инерционность, отклик.

Производители посей день, пытаются достичь оптимального баланса всех этих параметров. Хотя невозможно сделать одновременно жесткий (как сталь) и рыхлый (как вата) материал, да ещё что бы он мало весил!

Также много экспериментов было с магнитными системами динамических головок и с акустическим оформлением самих АС. 

Компания Sansui в 1972 году представила первые серийные омниполярные АС. Помимо излучения звука на 360 градусов, АС были необычны тем, что весь фильтр состоял из единственного конденсатора. Два НЧ (низкочастотных)16.5 см динамика работали тыльной стороной на резонансные камеры, нагруженные на фазоинвертор, а фронтальной стороной на специальные конусы рассекатели. Подобное акустическое оформление позволяло осуществлять механическую фильтрацию высокочастотной составляющей сигнала. ВЧ (высокочастотный) фильтр был основан всего на одном конденсаторе, а резонансная частота, конусной ВЧ головки гасилась с помощью специфической настройки рупора-рассеивателя.


Одни из первых омниполярных АС в мире SANSUI SF-1 обладали невероятным, как сейчас принято говорить - 3D эффектом.

Компания PIONEER в модели CS-3000 – в СЧ и ВЧ-звеньях применила новые купольные динамики. Фронтальные части куполов работали на специальные акустические линзы, а тыльные на заглушенную, звукопоглотителем камеру. В дальнейшем такая конструкция стала основной при производстве купольных динамиков. Катушки СЧ и ВЧ наматывались легким ленточным алюминиевым проводом. В НЧ динамиках применялся сверхтяжелый (1.8кг) ферритовый магнит диаметром 180 мм. А в модели CS-3000A был впервые применён 200 мм магнит, и  вторая центрирующая шайба, что дало большую линейность рабочего хода подвижной системы НЧ динамика. Между двумя центрирующими шайбами в PIONEER CS-3000A размещены вентиляционные отверстия звуковой катушки, напор воздуха из этих отверстий создаёт пневмоподушку, улучшающую демпфирование и стабильность хода диффузора.

slide 1
Image Slide 2
Image Slide 1
Image Slide 3
previous arrow
next arrow

Victor FB-5 (1975 год) с трижды свёрнутым обратным рупором. В конструкции используется излучение тыльной стороны диффузора. Свёрнутый рупор  усиливает звучание  маленького 8` динамика.  Возникает полное ощущение  работы 12`. Подобной АС  хватает 1 Вт для озвучки  стандартного жилого  помещения.



Technics SB-1000, 1973 года. Малогаборитная мониторная АС (с солидным весом 52 кг/шт). Параметры динамиков оптимизированы так, что АС с акустическим оформлением - закрытый ящик (ЗЯ). Воспроизводят бас буквально с 20 Гц (не каждая АС с фазоинвертором способна на такие показатели!), при этом с великолепной динамикой и детальностью присущей оформлению ЗЯ. В НЧ (12`) динамиках используются самые большие в мире магниты (220 мм в диаметре) и 100 мм звуковые катушки, как в профессиональных динамиках,  озвучивающих многотысячные концерты.

Yamaha в 1974 году презентовала новую модель (NS 1000 monitor), которая является самой популярной АС высокого класса, за всю историю "колонкостроения". Фирма Yamaha к середине 70-х годов начала экспериментировать с таким сложным в обработке материалом - бериллием. Как известно, этот металл, несмотря на самую высокую жесткость, довольно хрупок. Yamaha первой научилась обрабатывать бериллий, сначала для производства полевых транзисторов, а затем уже и для изготовления купольных СЧ и ВЧ динамиков (технология вакуумного осаждения,  распылённого бериллия, в специальной камере). Но еще дальше пошла компания PIONEER, они изготовили первый и единственный бериллиевый компрессионный драйвер TAD TD-4001 способный воспроизводить очень широкий диапазон частот (600 - 20000 Гц) с невероятно малой неравномерностью +\-2.5 Дб!

Самый системный подход в разработке и конструировании акустических систем был у корпорации Matsushita и ее подразделении Technics. Ими были проведены исследования форм сигнала различных музыкальных инструментов, и голосов вокалистов. В результате чего был разработан специальный метод измерений, с помощью которого, можно было оценить фактическую достоверность, воспроизводящихся акустической системой звуков. С помощью прецизионных измерительных приборов был проанализирован целый фортепьянный концерт, и произведена его запись на студийную ленту. Путём сравнения форм «живого» сигнала с тем, что воспроизводилось на выходе различных АС, было ясно, что, существовавшая акустика, просто не в состоянии корректно воспроизводить даже отдельные инструменты! Выявленная опытным образом, причина этого обуславливалась временными задержками в приходе сигналов от различных громкоговорителей. Решение было найдено: по мере создания гениального измерительного инструмента, так называемого сдвигового регистра на ПЗС, разработанного специалистами Technics, который по сути, представлял собой схему компенсации запаздывания сигнала. С его помощью стало ясно, что принцип монтажа всех громкоговорителей акустической системы в одной плоскости ошибочен. В результате длительных измерений со сдвиговым регистром, за счёт пространственного разнесения громкоговорителей по вертикали, стало возможным размещать в одной плоскости не подвесы АС, а акустические центры излучения, что привело к достижению фазового естества и как следствие, невиданно высокого качества звуковоспроизведения. Так появилась на свет акустика Technics SB-7000 – трёхполосная акустика с линейной фазовой характеристикой, которая в марте 1975 года была представлена ошеломлённой публике на пресс-конференции в Токио. Подобное решение обеспечило серьёзное улучшение характеристики направленности (т.е. более широкую стереобазу), и великолепную локализацию источников звука, в воспроизводимом материале, что сразу же поражает при прослушивании.

Несмотря на высокую стоимость, эта акустика покорила HI-FI рынок во многих частях света. В Японии, например, где царит сильнейшая конкуренция, не только между японскими производителями, но так же и зарубежными, SB-7000 через несколько месяцев с момента появления стала бестселлером.

Technics SB-7000 (Technics SB-7) – первая в мире фазолинейная АС, акустическое оформление -резонатор Гельмгольца, материал - НЧ и СЧ трёхслойный арамид.



Если в США, Европе и особенно Японии в 1970-е годы HI-FI индустрия достигала своего апогея, то в СССР только к концу 70-х годов была выпущена первая серия акустических систем, отвечающих требованиям Международной Электротехнической Комиссии (МЭК) на HI-FI аппаратуру. Этой акустикой стали всем известные 35 АС-1 и 35 АС 212, и их дальнейшие модификации, называемые в народе S-90. Одновременно появилась уменьшенная версия - 25АС (S-50).

35АС-1

НЧ-10` бумага, в первых сериях, устанавливался кобальтовый магнит (!);

СЧ – бумага; 

ВЧ - лавсановый купол с рассеивателем.

OPTONICA CP-5000 (подразделение Sharp, выпускающее технику высокого класса) Премьера 1975 г. ВЧ-изодинамический ленточный излучатель, СЧ-купол из целлюлозных волокон с акриловым напылением, НЧ- целлюлоза, армированная специальными  волокнам, для увеличения жесткости, конструкция НЧ устроена так, что тепло, рассеиваемое звуковой катушкой выделяется не внутрь АС, а через специальное отверстие наружу в окружающую среду.

Sony SS-G 5. Линейка SS-G (премьера 1976 года)  – механическая фазовая коррекция; Антидифракционная передняя панель; Материал НЧ диффузора не простая бумага, а бумага с «вживлением» углеродных волокон, и применением разных по свойствам пропиток, для каждого участка диффузора (корбокон); СЧ динамик, комбинированной конструкции диффузора -  купол/конус, нагруженный тыльной стороной на компрессионную камеру; ВЧ – титановый на эластичном текстильном подвесе.

Тем временем за рубежом прогресс шагал семимильными шагами. Больше всего успеха достигли японские производители. Несмотря, на это их недолюбливали, чувствуя в них опасность конкуренции. На американский рынок, им не давали пробиться таможенные пошлины, и сложившийся менталитет потребителей, привыкших к «американскому звуку», который сформировали такие компании как - JBL, Altec Lansing, Klipsch и др. Их громкоговорители были построены на базе профессиональных 12, 15 и даже 18 дюймовых басовых драйверах на литых корзинах, с массивными магнитами и бумажными диффузорами. Бытовые громкоговорители отличались от профессиональных, прежде всего подвесом «полутор» вместо «синусоидального». Это снижало добротность динамиков и позволяло воспроизводить более глубокий бас, при этом уменьшалась чувствительность, но это было не так важно. У таких крупных драйверов,  она практически всегда была выше отметки в 95 Дб. ВЧ составляющая, излучалась профессиональными рупорными компрессионными драйверами. Унифицированная с профессиональными динамиками конструкция, снижала себестоимость при хорошем качестве звучания.    Так образовался феномен «американского звучания», всегда масштабного, динамичного, по-концертному мощного. Одни японские производители, поняв это, начали выпуск своих «псевдопрофессиональных» систем, только лишь с тем отличием, что японская промышленность практически не выпускала профессиональных громкоговорителей. Всё приходилось разрабатывать с нуля. Отсюда и высокая себестоимость, в последствии ставшего, одним из факторов снятия с производства подобных систем.   

Другие японские компании пошли по иному пути, начали проектировать системы специально для домашнего  прослушивания. Вкладывались огромные деньги в исследования, разработчики пытались достичь максимально приближенного звука к  живым инструментам.

JBL L200B, премьера 1975 года. Двухполосная конструкция, НЧ-15` бумага, СЧ/ВЧ рупорный компрессионный драйвер с акустической линзой выравнивающей фазу.

Японские Exclusive Model 2301 напоминает конструкции JBL, Altec Lansing. Применяется модифицированное акустическое оформление, разработанное  Йенсеном (Jensen) в 1938 году. Главный недостаток компрессионных драйверов- узкий диапазон в сторону ВЧ, был устранён введением в конструкцию супертвитера.

Следующими Советскими АС, отвечающими требованиям HI-FI стали АС марки Электроника. На них мы остановимся подробнее.

Началось всё не у нас, в СССР, а  на всемирной выставке в Осаке (Япония). Где в 1976 году  были представлены «идеальные» колонки, работающие в поршневом режиме, во всём диапазоне частот. В их  диафрагмах применялся пенометалл, что давало недостижимую для бумажных диффузоров жесткость, при высоком внутреннем демпфировании, и небольшим весом материала.

Это был технический прорыв. В поршневом режиме скорость распространения радиальных изгибных волн так велика, что диффузор движется как единое целое во всем диапазоне частот. Эти АС обладали ровной АЧХ (35Гц -35кГц ±1,5 дБ) и нелинейными  искажениями ниже в 1000 раз психофизиологических порогов заметности.

Как и над форматом VHS, над этой разработкой трудились специалисты лидеров HI-FI рынка того времени: Это японские компании – Sanyo, и её акустические подразделения OTTO и Fisher - Sony, их АС SS-G5, SS-G7, SS-G9 на тот момент  считались эталоном качества.Yamaha,  имеющая наибольший опыт, в изготовлении купольных СЧ динамиков. А так же ряд американских производителей, и молодая (на тот момент) английская компания Wilson, чья концепция и была выбрана за основу этих АС.

На выставке данная акустика была представлена под маркой  Fisher. Угасающая компания, была куплена концерном Sanyo, выпуск таких АС должен был возродить легендарный бренд. Для Европы и США они назывались Fisher 1200 Studio Standard (STE 1200), для внутреннего рынка Японии - OTTO SX-P1.

История отечественных «идеальных» колонок началась на международной конференции в 1977 году  в Западной Германии. Одним из участников которой был высокопоставленный член ЦК КПСС, меломан и поклонник качественного звука. На фуршете в заключение конференции, его внимание привлекла необычайно завораживающая и «живая» музыка. Делегат заинтересовался источником звука - это были Fisher 1200 Studio Standard. Представитель Англии отпустил шутку, вроде того, что в СССР - кроме ракет и подводных лодок больше делать ничего не умеют.… После возвращения советской делегации в Москву пришёл груз – Fisher 1200 Studio Standard. Это был подарок от немецких друзей.

На очередном докладе ЦК партии о развитии товаров народного потребления, было заявлено, что к  предстоящему съезду ЦК КПСС будут представлены и запущены в производство новые АС высшего класса сложности... Тем временем Fisher 1200 Studio Standard были разобраны по винтику и изучены. Задание было дано ведущим КБ и радиотехническим предприятиям министерства электронной промышленности СССР.

Но, несмотря на затраченные усилия и средства, никому не удалось изготовить даже опытного образца. Руководители боясь потерять свои места, в один голос заявляли, что советская промышленность не располагает такими технологиями и отстает на двадцать лет от зарубежных разработок.

OTTO SX P1 и их младший брат OTTO SX P3

Военная же промышленность в СССР, как известно наоборот, опережала мировую. Шутка английского делегата оправдывалась.  

Тогда проект был отдан в НПО «Торий» г. Москва, выпускающий комплектующие для атомных подводных лодок, где уже к концу 1980 годов создают опытные образцы. А через два года запускается серийное производство АС под названием Электроника 100 АС 060. Экономии не было ни в чём, с затратами не считались. Например, звуковые катушки и магнитные системы динамических головок проектировались с учётом сопротивления, соответствующих звеньев фильтров, и их влияния на параметры Тиля - Смолла. НЧ диффузоры изготавливались на прецизионном оборудовании -  никелевый сплав напыляли на специальные поролоновые формы, которые помещались в высокотемпературную печь, где никель вспенивался до строго определённой структуры. Затем вручную шла наклейка на никелевое основание алюминиевой фольги. Купол СЧ - головки наращивался внешними слоями сапфира на алюминиевой подложке в специальной камере. ВЧ - излучатель имел кольцевую диафрагму с тончайшими прорезями, полученными с помощью лазера, и бескаркасную алюминиевую катушку. Корзины всех динамиков выливались под высоким давлением из алюминиевого сплава, и имели массивные основания. Многозвенные кроссоверы с линейной фазой, компенсировали реактивное сопротивление головок и их частотно-временные отклонения.  Для вибродемпфирования пятислойных стенок корпуса, в опытных образцах использовались те же материалы, что и в атомных подводных лодках.

Несмотря на все старания, повторить оригинальные АС не удалось.  В итоге - только сходство по внешнему виду, а по звуку совершенно разная акустика.

100АС-060

100АС-063

Электроника 100АС 063, отличается от 100АС 060 корпусом (не имеет ПАС, применены длинные трубы фазоинверторов), фильтром (катушки с ферритовыми сердечниками), диффузором НЧ (крупнее текстура вспененного никеля, жёстче подвесы), ВЧ (нет прорезей в подвесе диафрагмы, более длинноходовая катушка, другой магнит).

Спустя несколько лет, наладили производство ещё 6 моделей , самыми  популярными из которых стали 75АС 065.

Главным минусом новых моделей было, использование практически таких же НЧ и СЧ - головок в малогабаритных корпусах, что сказывалось на звучании в основном в басовой и мидбасовой области звукового сигнала.

Из-за сложного процесса производства и высокого процента брака, данные АС выпускались небольшими партиями, около 1000 пар в год. Стоимость в розничной сети одной 100АС была 540 рублей (к сведению, мотоцикл «Восход» стоил 500 рублей), а затраты на изготовление были в два с половиной раза больше, разницу в цене предприятию, естественно,  доплачивало государство.

После выпуска первых серийных образцов проводились сравнительные субъективные экспертизы, выполненные совместно с Ленинградским Домом радио и фирмой "Мелодия", где принимали участие помимо конструкторов, профессиональные звукорежиссеры и музыканты. Для прослушивания были выбраны одни из лучших зарубежных АС такого класса (Wilson, Onkyo, JBL, Yamaha, Diatone, Sony, Kef, Technics и др.). В ходе прослушивания Электроника показала неплохие результаты, разработчики праздновали победу. Их звучание характеризовалось как чёткое, детальное, в меру аналитичное с превосходной  артикуляцией и динамикой. Также отмечалась хорошо прорисованная сцена и натуральная подача звуковых образов. Используемый тракт состоял из ламповой усилительной аппаратуры, а в качестве источников выступали катушечные деки и виниловые проигрыватели. Позже после появления цифровых форматов некоторые аудиофилы отмечали звучание этих АС как жесткое с небольшим металлическим призвуком. Другие же и по сей день считают данные АС эталоном качества и источником натурального звука. . Такие довольно противоположенные мнения скорей всего обусловлены сложным импедансом и сравнительно высоким ЭДС самоиндукции этих колонок, исходя из чего, могут возникнуть трудности при подборе транзисторного усилителя.

Параллельно с АС Электроника в ВНИИРПА им. А.С.Попова разрабатывались Орбита 100 АС 101(001) и 100АС 103(003). Это была чисто наша разработка, которая велась ещё задолго до появления в СССР АС Электроника. Орбита 100АС были выпущены в нескольких экземплярах и участвовали в разнообразных аудиовыставках, в том числе и зарубежных. Хотя, до серийного производства так и не дошли, сначала вся промышленность трудилась над внедрением Электроники100АС, а за тем, когда уже они, наконец, были переданы в серийное производство («по Радиотехника»),  развалился СССР и выпуск Орбиты так и не был начат.

Technics SB-10000, акустическое оформление НЧ - «ultraflex», СЧ/ВЧ – рупор; фазолинейная конструкция, НЧ динамик 18`, СЧ/ВЧ – компрессионные драйверы с куполами из чистого бора, вес одной АС 140кг.

B&W DM6 (1976). Вслед за компанией Technics фазалинейные конструкции применяли практически все производители того времени. Английская B&W не исключение. Эта АС интересна тем, что здесь был впервые применен СЧ динамик из кевлара.

Пока наша промышленность налаживала выпуск Электроники 100АС, прогресс на западе не стоял на месте, внедрялись новые АС с коаксиальными, изодинамическими, электростатическими громкоговорителями. Самые крупные японские корпорации – Sony, а затем и Matsushita (Technics), начали разрабатывать совершенно новые динамические головки, работающие в поршневом режиме. Основной отличительной особенностью данных динамиков были совершенно плоские, а не конусные диффузоры сотовой конструкции. Плоская излучающая поверхность не имеет резонансов присущих конусам, не имеет зон напряжения и сама по себе фазалинейна и ближе по природе к музыкальным инструментам.

Уже в 1978 году Sony представили прототип самой высокотехнологичной акустической системы в мире – Sony/Esprit APM-8. Диффузоры всех четырех динамиков квадратной формы, у низкочастотного было целых 4 кобальтовых, керновых мощнейших магнитных системы, которые двигали единый плоский диффузор, словно поршень. Тогда был, достигнут раннее не воспроизводимый ни одной АС глубокий бас в 25Гц по уровню – 8дб, и по сей день недостижимо малый КНИ в низкочастотной области, который даже на 40Гц не превышает 2%!

Technics SB-10, изодинамический ВЧ излучатель, сотовый СЧ с «невидимым» подвесом, сотовый НЧ (32см) с катушкой сверхбольшого диаметра (160мм). Магнит и две центрирующие шайбы находятся внутри данной катушки! Получается как бы динамик наизнанку. Подобная сложнейшая конструкция выпускалась только Technics и то недолгое время.

Компания Lo-D (концерн Hitachi) не стала идти по пути Sony и Technics и разработала собственные плоские диафрагмы, но не сотовой конструкции а с наполнением синтетической пеной и бархатным акриловым покрытием излучающей поверхности, такие же диафрагмы Lo-D использовали для изготовления пассивных излучателей.

Trio (отделение компании Kenwood, выпускающее аудиотехнику высокого класса) использовало конусные НЧ излучатели, армированные сотовыми рёбрами жесткости. Акустическим оформлением служил специальный рупорный фазоинвертор, занимающий всю заднюю часть АС. СЧ /ВЧ излучатели Trio выпускала с плоскими диафрагмами из углеродного волокна, с пропиткой акриловыми смолами.

JVC в своих динамиках (Victor Zero-7) разработала диффузоры целиком из композиции пено-смол. В конструкции динамиков подвес закреплялся с обратной стороны и был "невидимым". Инновация заключалась в том, что от края подвеса исчезли отражения звуковых волн, которые в стандартной конструкции возвращаются обратно в диффузор. Дополнял три полосы таких динамиков сверхлегкий ленточный супертвитер с акустической линзой.

Hitachi Lo-D HS-5000

Плоский излучатель LO-D,  диффузор заполненный специальной пеной и ламинирован металлом

Флагманская модель фирмы Technics SB M1 (1981 г.) с сотовыми излучателями

Сотовое наполнение диффузора даёт невероятную жесткость при высочайшем коэффициенте внутреннего демпфирования. При этом обладает невысокой массой

Trio LS-800 задняя панель является рупором, который взаимодействует с помещением для прослушивания, что поднимает отдачу самых низких частот

Onkyo Scepter 300, задняя панель с виду обычной АС располагает 6-ю разнонаправленными СЧ-ВЧ излучателями, что по словам разработчиков, даёт ощущение полной 3-х мерной картины звукового образа

Victor Zero-7. Благодаря применению плоских излучателей, даже в многополосной конструкции достаточно минимальной фазовой коррекции

Diatone DS-505 , 4 полосы, конусные НЧ диффузоры - сотовой конструкции, купольные – сверх лёгкий титан-бор

На рубеже 70х-80х г. после длительных экспериментов и исследований, многие конструкторы пришли к выводу, что идеальный излучатель, это точечный источник звука. У такого громкоговорителя фазовые и переходные искажения сведены к минимуму, звук излучается с одной точки без разнесения полосовых динамиков (НЧ, СЧ, ВЧ) в пространстве. Что даёт слушателю ощущения полного присутствия на концерте, звук не привязывается к АС, а все виртуальные источники точно локализуются в пространстве. Широкополосные динамические головки не способны хорошо воспроизводить весь слышимый диапазон частот, особенно в высокочастотной части. Поэтому разработчики начали устанавливать на одной оси несколько громкоговорителей. Наиболее интересные решения применяли фирмы Tannoy и Altec Lansing.

Компания Tannoy применяла крупные НЧ бумажные динамики с акустически прозрачным пылезащитным колпаком и конусным отверстием в керне, через которое излучал ВЧ динамик, смонтированный внутри магнитной системы НЧ головки и работающий от её магнитного поля. Главный минус данной концепции – это колебание НЧ диффузора, служащего одновременно рупором для ВЧ.

Коаксиальный динамик Tannoy.  Купольный ВЧ излучатель находится внутри конусной НЧ головки

Altec Lansing попытались решить это, установив ВЧ драйвер с собственной магнитной системой,  за НЧ головкой со сквозным отверстием в керне. Излучение ВЧ происходит через отверстие в керне  НЧ головки в пластиковый рупор, постоянной направленности, устанавливаемый в центре диффузора НЧ динамика. Здесь минусом является разный угол излучения НЧ и ВЧ рупорного излучателя, и сильное разнесение осей  динамиков, из-за расположенного сзади ВЧ драйвера.

И только к концу 80-х г. компании Technics удалось полностью воплотить теорию точечного излучателя в своих АС серии SB-RX. К тому же, точечный излучатель Technics работал в поршневом режиме и был абсолютно плоским.

Хотелось отметить ещё одну значимую идею рубежа 70-80-х г.. Это система обратной механической связи (ЭМОС), разработанная фирмой Philips. Всем известно, что усилители с высоким выходным сопротивлением очень живо и натурально передают СЧ и ВЧ спектр музыкального сигнала, а усилители с низким выходным сопротивлением (которое обуславливает высокий демпферфактор), хорошо, и точно отигрывают бас. Philips в первые разместили на диффузоре НЧ головки микро датчик, который отслеживает амплитуду, температуру, мощность и другие параметры. Затем данные посылаются на микропроцессор, который управляет усилителем, установленным в корпусе АС. Исходя из полученных сведений,  микропроцессор регулирует выходное сопротивление усилителя. При реализации многополосного усиления конструкция освобождается от пассивных кроссоверов, в которых теряется часть сигнала. Появляется возможность изменять параметры усилителя, так как это нужно в данный момент времени.

Altec Lansing 620B Monitor, 1978 г.  С 15` ВЧ драйвер прикреплён сзади НЧ динамика и излучает через отверстие в его керне на свой собственный рупор

Technics SB-RX70 полностью воплощает теорию точечного излучателя звука

PHILIPS RH545 (1979г). Активная акустическая система с ЭМОС

Pioneer S-F1. 1979 год – уникальная, фантастичная коаксиальная четырех полосная конструкция. Ответ Pioneer на Sony/Esprit APM-8. Только Pioneer так и не был запущен в серию (выпущено 110 - 120 пар на заказ), а Sony выпустили более 500 пар акустических систем APM-8 и APM-9

В Совмине СССР, проанализировав западные тенденции и состояние внутреннего рынка, пришли к выводу, что большие референсные АС уже есть, а вот с малогабаритными высококачественными, дело обстояло туго. И так, к середине 80-х годов появляются новые колонки Эстония 35АС-021. Инженеры этой акустики, в отличие от разработчиков Электроники, не копировали какую-то конкретную модель, а решили сделать что-то своё. Новые колонки представляли собой трёхполосную конструкцию с сотовым НЧ, и купольными СЧ и ВЧ громкоговорителями. Они имели формфактор – большие полочники. Акустическое оформление – ФИ. Несмотря, на скромные размеры, Эстония 35АС-021 обладали фантастической мощностью -130 Вт RMS (250 Вт музыкальная). Их главной проблемой была мизерная чувствительность (85 дб) и довольно кривой график импеданса. Из-за чего АС являлись сложной нагрузкой практически для любого усилителя. Акустика комплектовалась блочным музыкальным центром высшего класса. Усилитель, входивший в комплект, имел номинальную мощность 35 Вт и не раскрывал их возможностей. АС выпускались в Эстонии и после развала СССР, Прибалтийская компания AUDES, ещё долгое время выпускала акустику, построенную на этих динамиках. В России же, в 90-е годы производились подобные Колонки под названием Союз 130 АС 002 (3-х полосные) и Союз 100 АС 003 (2-х полосные).

К концу 1980-х годов, в СССР производили даже электростатическую акустику это- 35 АСДС и 100 АСА. Первая из них пошла в серию, она имела 3-х полосную конструкцию, где за СЧ и ВЧ диапазон отвечали плоские электростатические панели, а за НЧ обычная электродинамическая головка 75 ГДН (та же, что в серии S-90), качество, которой явно не дотягивало до уровня СЧ-ВЧ звена системы. Были и АС с ЭМОС –Radiotechnica S-70, которые сделаны на базе всё тех же S-90.

Хотелось отметить ещё одну акустическую систему советских времён разработки ВНИИРПА, это Корвет 75 АС 001 (Кливер 150 АС 009). Они считались самой мощной (предельная кратковременная мощность, которой была 300Вт!) бытовой АС в СССР. Акустику отличала, также сравнительно высокая чувствительность порядка 91 дб. НЧ: диаметр - 30см, диффузор укрепленная овечьей шерстью бумага, литая вентилируемая корзина, цельный большой ферритовый магнит. СЧ: на жестком текстильном подвесе, магнитная система с латунным сердечником. Правда, ВЧ (лавсановый купол) колонки унаследовали от АС из серии S-90, который не дотягивал до качества всей системы. Но при внедрении в производство, непосредственно на заводе, чтобы не усложнять себе жизнь, местное руководство решили упростить систему. Например: применили «обычную» бумажную массу без овечьей шерсти; магниты цельные сделать не смогли, поэтому клеили из кусков, с СЧ убрали латунный сердечник, упростили фильтры и многое другое.

Как бы в СССР не пытались гнаться за Западом, всё равно ассортимент был скуден. Например, у нас никогда не разрабатывалось коаксиальных и рупорных АС. А те, что выпускались, купить было невозможно, они зачастую расходились по «знакомым» не достигнув ещё прилавка магазина.

Однако, в Санкт-Петербурге группой энтузиастов ВНИИРПА на протяжении десятилетия проводились эксперименты с плоскими сотовыми излучателями. Первые экспериментальные образцы таких динамических головок, как раз в середине 1980-х и устанавливались в Эстонию 35АС-021. В конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда СССР разваливался, инженеры-энтузиасты разработали целую линейку высококачественных АС с названиями «Лира», «Онега», «Нева», «Нева-2» и «Русь». Основной упор делался на так называемую «русскую концепцию», в стиле русской интеллигенции, русского дворянства, Шаляпина, Дягилевских вечеров и тд. Все акустические системы тестировались и настраивались на (и для!) русской классической, хоровой, православной и оперной музыке. А сами инженеры-разработчики были потомками древних дворянских родов, и были глубоко верующими людьми. Считалось, что в сознании, генах русского человека, заложен определенный «звуковой образ», отличный от жителей Великобритании, Японии, и тем более США, где собственной культуры вообще не существует. Акустические системы линейки специально создавались, опираясь на данное мнение, для русских людей! Все компоненты данных АС, вплоть, до каждого болтика, производились в России вручную, каждый компонент подбирался с любовью к музыке и отечеству. Принципиальным, было и то, что производство комплектующих не наносило вреда окружающей среде, например, не применялись компоненты на основе целлюлозы, производство которой сопровождается вредными выбросами в атмосферу. Акустика в данном случае рассматривалась не только как средство звуковоспроизведения, но и как произведение искусства, с годами только набирающее ценность. АС всей линейки должны покупаться один раз в жизни и передаваться из поколения в поколение! Все материалы, применяемые при изготовлении АС, исследовались на предмет старения, и использовались (в том числе и подвесы!) только те, которые гарантированно прослужат более 150 лет без изменения свойств!

Акустическая система "Русь" и студийные мониторы, так же изготовленные ВНИИРПА. Данные мониторы имеют коаксиальную конструкцию (на подобии Tannoy) 12" НСЧ/ВЧ драйвера и 15" низкочастотный вуфер. Мониторы предназначались для студии звукозаписи "фирмы Мелодия"

Топовая российская акустическая система «Русь». Техническим параметрам позавидуют даже выдающиеся японские АС! Номинальный диапазон частот: 20-31500 Гц; Неравномерность АЧХ в диапазоне: 40-20000 Гц, при неравномерности +/-1.5 Дб; Максимальная кратковременная мощность: 500 Вт; Максимальная долговременная мощность: 400 Вт; Вес (включая основание): 110 кг. Данных акустических систем было выпущено не более 20-25 пар, практически все системы поставлялись в студии звукозаписи и дворцы Санкт-Петербурга (например, Таврический Дворец, Мариинский дворец, Юсуповский дворец и тд.), так же несколько пар были проданы на выставке High-END проходившей в Ирис отеле в середине 1990-х годов.

В середине 1980-х, началось упрощение конструкций АС, закончился энтузиазм и эксперименты. Настало время коммерциализации. Но ассортимент в Европе, Америке, и особенно в Японии, продолжал расти, несмотря на глобальную коммерцию, всё-таки еще разрабатывались выдающиеся конструкции:

Onkyo monitor 2000 (x) в них применялись купольные очень мощные СЧ и ВЧ головки, изготовленные из титана. НЧ динамики, применяемые фирмой Onkyo, имели трехслойный диффузор, переменной жесткости из углеродных волокон, с пропиткой между слоями специальной эпоксидной смолой.

Фирма JVC пошла по другому пути, она экспериментировала с керамикой. Для своей акустики инженеры компании разработали метод физического осаждения паров непосредственно на пористый алюминиевый диффузор, а не на подложку, что позволяло получить единую конструкцию из алюминия и керамики. Во всех моделях Victor Zero (JVC Zero) верхний подвес НЧ и СЧ динамиков крепился с обратной стороны, что позволяло увеличить излучающую поверхность диффузора и избежать искажений возникающих из-за отражений от приклеенного к диффузору подвеса.

Diatone в своих купольных СЧ и ВЧ динамиках удалось «скрестить» бор с титаном, получившиеся купольные головки получили название «boronized».

В завершение, «Золотой эры Hi-Fi» компанией Denon были выпущены купольные диафрагмы из композиции бора с алюминием. Подобные диафрагмы имеют наилучшей показатель – жесткость/масса/внутренне затухание.

Корпорация Matsushita в акустике марки Technics выпускала помимо выше указанных сотовых излучателей, рупорные компрессионные драйверы с диафрагмами из чистого бора (именно Technics первые в мире применили бор). Изодинамические излучатели с диафрагмами из сверхтонкой металлизированной полиэстерной плёнки и стронций - ферритовыми магнитами. Слюдяные конусные, купольные и плоские диафрагмы. Применялось разнообразное акустическое оформление, от фазоинвертора, лабиринта до разнообразных рупоров, пассивных излучателей и резонаторов, и ещё масса технологий недостижимых ещё никем. Technics является одним из самый выдающихся брендов за всю историю звукотехники, по числу лицензий и патентов, а также номенклатуры выпускаемых моделей.

Sony/Esprit APM-6 Monitor (1981 год). Помимо уникальных прямоугольных четырех моторных динамиков в этой модели применялся корпус эллиптического сечения, что препятствует образованию стоячих волн внутри АС и избавляет от дифракции снаружи, это дает в купе с фазолинейной двухполосной конструкцией "полное растворение колонок в пространстве"

Onkyo Monitor 2001. В относительно компактные АС (75л) разработчикам удалось вместить большой басовый динамик 35см. СЧ и ВЧ купольные драйверы изготовлены из титана, а их корзины покрыты натуральной пробкой, для снижения дифракции