История акустических систем

История развития акустических систем.   (редакция 2014)   

В этой статье мы расскажем об истории развития HI-FI акустики, в том числе и отечественной. Проведём сопоставительный анализ АС (акустических систем) выпуска 70-х - 80-х годов, и современных. Во второй статье будет рассказано о брендах, кто есть кто на  HI-FI / HIGH END рынке, и об усилительной технике. В третьей статье цикла поговорим об источниках звукового сигнала и войне форматов.

Устройство динамического громкоговорителя со времён первого патента 1925 года и до сегодняшнего дня, практически не изменилось. Тем не менее, наибольший рывок в этой отрасли произошел в середине 70-х и начале 80-х годов прошлого века, но обо всем по порядку. Прежде всего, производители экспериментировали с материалами диффузоров динамических головок. Напомним, главными параметрами диффузора являются:

- жесткость - определяет стабильность рабочего хода;

- коэффициент внутреннего демпфирования (плотность материала) – чем он ниже, тем меньше влияния на звук самого материала;

- вес – влияет на резонансную частоту, инерционность, отклик.

Производители посей день, пытаются достичь оптимального баланса всех этих параметров. Хотя невозможно сделать одновременно жесткий (как сталь) и рыхлый (как вата) материал, да ещё что бы он мало весил!

Также много экспериментов было с магнитными системами динамических головок и с акустическим оформлением самих АС. 

Компания Sansui в 1972 году представила первые серийные омниполярные АС. Помимо излучения звука на 360 градусов, АС были необычны тем, что весь фильтр состоял из единственного конденсатора. Два НЧ (низкочастотных)16.5 см динамика работали тыльной стороной на резонансные камеры, нагруженные на фазоинвертор, а фронтальной стороной на специальные конусы рассекатели. Подобное акустическое оформление позволяло осуществлять механическую фильтрацию высокочастотной составляющей сигнала. ВЧ (высокочастотный) фильтр был основан всего на одном конденсаторе, а резонансная частота, конусной ВЧ головки гасилась с помощью специфической настройки рупора-рассеивателя.


Одни из первых омниполярных АС в мире SANSUI SF-1 обладали невероятным, как сейчас принято говорить - 3D эффектом.

Компания PIONEER в модели CS-3000 – в СЧ и ВЧ-звеньях применила новые купольные динамики. Фронтальные части куполов работали на специальные акустические линзы, а тыльные на заглушенную, звукопоглотителем камеру. В дальнейшем такая конструкция стала основной при производстве купольных динамиков. Катушки СЧ и ВЧ наматывались легким ленточным алюминиевым проводом. В НЧ динамиках применялся сверхтяжелый (1.8кг) ферритовый магнит диаметром 180 мм. А в модели CS-3000A был впервые применён 200 мм магнит, и  вторая центрирующая шайба, что дало большую линейность рабочего хода подвижной системы НЧ динамика. Между двумя центрирующими шайбами в PIONEER CS-3000A размещены вентиляционные отверстия звуковой катушки, напор воздуха из этих отверстий создаёт пневмоподушку, улучшающую демпфирование и стабильность хода диффузора.

slide 1
Image Slide 2
Image Slide 1
Image Slide 3
previous arrow
next arrow

Victor FB-5 (1975 год) с трижды свёрнутым обратным рупором. В конструкции используется излучение тыльной стороны диффузора. Свёрнутый рупор  усиливает звучание  маленького 8` динамика.  Возникает полное ощущение  работы 12`. Подобной АС  хватает 1 Вт для озвучки  стандартного жилого  помещения.



Technics SB-1000, 1973 года. Малогаборитная мониторная АС (с солидным весом 52 кг/шт). Параметры динамиков оптимизированы так, что АС с акустическим оформлением - закрытый ящик (ЗЯ). Воспроизводят бас буквально с 20 Гц (не каждая АС с фазоинвертором способна на такие показатели!), при этом с великолепной динамикой и детальностью присущей оформлению ЗЯ. В НЧ (12`) динамиках используются самые большие в мире магниты (220 мм в диаметре) и 100 мм звуковые катушки, как в профессиональных динамиках,  озвучивающих многотысячные концерты.

Yamaha в 1974 году презентовала новую модель (NS 1000 monitor), которая является самой популярной АС высокого класса, за всю историю "колонкостроения". Фирма Yamaha к середине 70-х годов начала экспериментировать с таким сложным в обработке материалом - бериллием. Как известно, этот металл, несмотря на самую высокую жесткость, довольно хрупок. Yamaha первой научилась обрабатывать бериллий, сначала для производства полевых транзисторов, а затем уже и для изготовления купольных СЧ и ВЧ динамиков (технология вакуумного осаждения,  распылённого бериллия, в специальной камере). Но еще дальше пошла компания PIONEER, они изготовили первый и единственный бериллиевый компрессионный драйвер TAD TD-4001 способный воспроизводить очень широкий диапазон частот (600 - 20000 Гц) с невероятно малой неравномерностью +\-2.5 Дб!