STEREOTEST

коалиция профессионалов

     в области звука!


               Компания

STEREOTEST

         Осуществляет:

* Поставку профессионального звукового

 и светового оборудования.

* Аренду профессионального звукового

 и светового оборудования.

* Инсталляции профессионального

звукового и светового оборудования

* Поставку Hi-Fi, High End аппаратуры

и домашних кинотеатров.

* Акустическая обработка помещений.

* Ремонт и сервисное обслуживание.


 

Разработка и поддержка сайта
«Турбо-Сайт»

ЛОМО 30А-32

Существует множество школ звука и споров вокруг аудио легенд, где адепт каждой философии построения акустических систем будет доказывать, что его любимая акустика идеальна! Мы решили провести тест колонок, которые никогда рядом вместе оказаться просто по определению не могут! Мы выбрали самый возможный противоречивый вариант! Любитель винтажных больших бумажных диффузоров никогда не купит акустику полочного типа с металлическими, да еще квадратными диафрагмами и наоборот. Не купит и не сравнит, и не узнает! А мы вот купили…:)
Описание

ЛОМО 30А-32 vs Sony APM-66ES - сравнивая несравнимое!

ЛОМО 30А-32

История акустики ЛОМО начинается с конца 1940-х годов, когда после разгрома фашистов красная армия вывезла из Германии завод Klangfilm, к которому приложил руку великий Тесла. Советские инженеры-акустики, получив самые передовые на тот момент технологии в производстве динамических головок и акустических систем стали разрабатывать на их основе собственные изделия. В стране строились актовые залы, дворцы съездов, кинотеатры, концертные залы все это нужно было оснастить высокотехнологичным звуковым оборудованием.

Специалистами, кто занимается винтажной аппаратурой продукция ЛОМО и КИНАП котируется на уровне винтажных зарубежных шедевров выпускаемыми в те годы компаниями: JBL, RCA, Klangfilm, Siemens, Altec и другими. Только цены конечно на отечественные колонки ниже, хотя недавно в интернете проскакивало объявление, где ржавые драйверы 1А-13  без рупоров продавали за 7000 $, для сравнения легендарные коаксиальные динамики RCA LC-1A стоят в среднем 8000$, так это уже полноценный динамик к нему только корпус и все.

 

Klangfilm KL-L405 очень популярны среди разработчиков DYI акустики,

но они уступают ЛОМО/Кинап 2А-9 по параметрам магнитной системы.

 Итак, наша акустика ЛОМО 30А-32 была выпущена на заводе ЛОМО в далеком 1968 году (выпускались эти  АС с 1964 по 1968 годы). Данная линейка АС выпускалась весьма ограниченной серией и входила в состав кинотеатрального комплекта КУСУ-52С, такие комплекты в основном предназначались для озвучивания залов ЦК КПСС и Обкомов партии. ЛОМО 30А-32 как и ее ранний аналог ЛОМО 30А-68 отличалась от остальных АС ЛОМО, врезанным наполовину в корпус АС  СЧ-ВЧ рупором, это является «фирменной фишкой» советских инженеров и яркой отличительной чертой акустики ЛОМО первых выпусков. Далее в практике изготовления АС заводы ЛОМО и КИНАП такие конструктивные решения не применяли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЛОМО 1А-13 -самая редкая и дорогая головка выпущенная в СССР, магнитная  система на  подмагничивании, купол из магния, кстати такой же магниевый купол  применяется и в  головках 1А-17 которые установлены в тестируемые колонки  ЛОМО 30А-32

 

 

 

 

 

  Редкость акустики которая нам попала на стереотест еще и в том что практически все колонки такого типа из-за своих габаритов и веса (70 кг/шт), еще в 1980 – 1990 е годы были разобраны на запчасти а корпуса попросту выбрасывались. Брали только динамические головки и в лучшем случае фильтры с проводкой… Стоит еще отметить  очень важный момент , 1968 год стал переломным в истории заводов ЛОМО и КИНАП в соответствии с велениями партии все производимые АС должны были быть максимально унифицированы со снижением себестоимости. Это привело к снятию с производства легендарных динамических головок 2А-9 и 1А-17, они, конечно, еще производились какое-то время, но поставлялись только в зипы. Комплектование АС этими головками прекратилось на их смену пришли 25ГДН-4 и 1А-20 гораздо более дешевые в производстве и с худшими по сравнению с предшественниками характеристиками. К сожалению практика снижения себестоимости велась практически постоянно, благодаря чему были сняты с производства уникальные головки 1А-13 (на их смену пришли 1А-16) затем 1А-16 были заменены на 1А-17 (по сути это сильно упрощенный вариант 1А-16 но уже с кольцевой магнитной системой), затем 1А-17 уступили место головкам 1А-20 и их модификации 1А-22 эти головки гораздо более дешевые в производстве и имеют примерно в три раза меньшую магнитную систему по сравнению с 1А-17.…

 

       Компрессионые драйверы 1А-16, в них такие же магниевые купола как и в            тестируемых 1А-17.

 

 Но вернемся к нашим ЛОМО 30А-32, в них все еще применялись одни из лучших за всю историю ЛОМО и КИНАП  низкочастотников - 2А-9.  Данные головки производились без изменений, начиная с 1950-х годов. 2А-9 имели литую корзину и развитую магнитную системы на базе магнита ЮНД-4 весом 5.5. кг (западный аналог – Alniko V), вес одного динамика 2А-9 составляет  13.5 кг. В ЛОМО 30А-32 в качестве ВЧ/СЧ звена применялся драйвер 1А-17, который, как и его предшественники имел подвижную систему из магниевого сплава (в дальнейшем в головках 1А-20 и 22 применялась подвижка из лавсана). Корпус 30А-32 изготовлен из фанеры, толщина стенок 20.4 мм,  передняя - 30мм. Как показал наш тест корпуса «мертвые» и не резонируют даже на очень высоком уровне громкости, как, например, у знаменитых Altec Lansing A7, которые были протестированы нами ранее. Интересной особенностью является схема крепления головки 2А-9 внутри корпуса 30А-32 , где динамик выполняет роль распорки. 2А-9 крепится в переднюю панель изнутри, рядом с магнитом проходит продольная укрепленная металлическим уголком балка которая стягивает боковые стенки, в эту балку по резьбе вкручивается специальный металлический стержень который упирается в магнит динамика, тем самым осуществляется распор передней и задней стенок и увеличивается общая жесткость корпуса.  В задней стенке ЛОМО 30А-32 имеется «люк» на навесах, который можно открыть, открутив два «барашка» и за 3 минуты отсоединить 2А-9 или блок фильтра, это сделано для «горячей» замены компонентов прямо во время работы звукоусилительного комплекса, в состав которого могла входить данная акустическая система.  

ЛОМО 30А-32. Низкочастотная головка 2А-9 используется в качестве распорки и добавляет жесткости корпусу.

 

Акустическая система ЛОМО/Кинап 30А-9 на СЧ/ВЧ применен металлический литой секционный рупор из двенадцати (3Х4)ячеек, возбуждаемый двумя головками 1А13 (на подмагничивании)  через V - образную горловину. В громкоговорителе ЛОМО/Кинап 30А-3 применяется рупор из шести ячеек (2х3), и возбуждается одной головкой 1А13.

ЛОМО 30А-32. Вид из люка расположенного на задней стенки. Снизу видны навесы и войлочный уплотнитель люка, слева фильтр с переключателем чувствительности драйвера 1А-17, сверху так называемая "полка" это фирменный фазоинвертор - в таком оформлении также как в оформлении Onken, площадь окна сопоставима с площадью диффузора, это исключает турбулентность и бубнение порта ФИ.

Данный экземпляр акустики ЛОМО 30А-32 был отреставрирован (покраска корпуса в «родной» цвет) и модернизирован низкочастотный динамик 2А-9. Модернизация заключалась в замене диффузора с подвесом. Дело в том, что конус  «родного» диффузора 2А-9 на частотах выше 400-500 Гц  начинает раскрываться и появляются так называемые зонные резонансы вызывающие ярко выраженные на слух искажения. Мы изготовили новый бумажный диффузор «по тем же рецептам», но со специальными добавками, увеличивающими жесткость диффузора. В итоге получился излучатель такого же веса как родной - 31 грамм, полностью исчезли слышимые на слух искажения. Подвес «родного» диффузора 2А-9 имеет плохие упругие свойства и линейность хода, поэтому было принято решение использовать синусоидальный подвес из пропитанной ткани, что снизило резонансную частоту и увеличило диапазон воспроизводимых частот в сторону баса.

 

ЛОМО 30А-32 наряду с более крупным "братом" ЛОМО 30А-38 применялись в качестве студийных контрольных мониторов. На них записывались все "звезды" советской эстрады, например, Утесов, Магомаев, Шульженко, Кобзон, Толкунова и тд.

ЛОМО 30А-32 

  • Конфигурация: двух полосная с фазоинвертором «полка»;
  • Низкочастотный динамик: 341 мм с бумажным диффузором;
  • Средневысокочастотный компрессионный драйвер в рупоре: диаметр купола 40мм, диаметр горла 25мм;
  • Диапазон воспроизводимых частот: 55…12 000 Гц (после доработки НЧ динамика 35 – 12000);
  • Чувствительность: 97 дБ;
  • Номинальное сопротивление: 15 Ом;
  • Частоты раздела полос: 850 Гц;
  • Максимальное звуковое давление: 113 дБ/1м;
  • Максимально допустимая мощность: 37 Вт (общая мощность НЧ и СЧ звена);
  • Масса: 70 кг.

 Звук. Итак, начинаем слушать ЛОМО 30А-32 , материал для прослушивания подбирался исходя из качества записи, в основном это были композиции входящие во многие диски для тестирования аудиотехники. Источником служил проигрыватель OPPO BDP-95 , ЦАП Behringer SRC 2496 (модифицированный), предусилитель ORELLE  CA100 , усилитель мощности Myryad MA240. Данная подборка компонентов дает очень бодрое, открытое и живое звучание.

Удивительно насколько живое и натуральное исполнение мы услышали с первых же нот! ЛОМО 30А-32 играли выразительно и убедительно, а самое главное с неповторимым чувством вовлечения в музыкальное действо, музыку было интересно слушать, как будто смотришь фильм с захватывающим сюжетом! Труба, саксофон и другие духовые – полная  материализация и ощущение присутствия на живом концерте! Ударная установка воспроизводилась с полным спектром характерных частот все послезвучия, атака и глубина как у натуральной установки. Вокал как мужской, так и женский передавался с удивительной энергетикой, вообще нас удивили скоростные способности ЛОМО 30А-32, несмотря на возраст они очень и очень быстры, энергетика и драйв присутствуют в полной мере.

Но как обычно, к сожалению, не бывает бочки меда без ложки дегтя или если другим языком, то не бывает в мире универсальной акустики. Все вышеперечисленное в полной мере мы ощутили только на малочисленных составах, это в первую очередь касается джазовых ансамблей (контрабас, саксофон, труба, барабаны, вокал) здесь ЛОМО в своей стихии и в полной мере позволяют ощутить атмосферу и эмоции произведения и обладает высокой степенью вовлеченности в музыкальное действо. На современной электронной музыке, а также на роке, попсе и диско, ЛОМО начинают сдавать свои позиции. Электронный бас звучит не так убедительно как на Sony APM-66ES , сложные композиции с одновременной игрой нескольких музыкантов, в основном это касается рока, создавали ощущение неразберихи и мешанины. В принципе это неудивительно, так как АС создавались вообще для кино, да и к тому же в то время, а это 50-е - 60-е годы, вряд ли кому-то из инженеров пришло бы в голову тестировать эти АС на роке или электронной музыке, тогда попросту не было таких жанров! Еще одна довольно большая ложка дегтя это рупорные искажения звучания воспринимаемые нашим ухом как довольно резкие и неприятные призвуки приводящие к некоторой утомляемости для слушателя но надо признать что этот эффект был крайне редок, и только в том случае если спектр музыкальной программы попадал на частоты где этот призвук максимально явно слышен. 

Фильтр ЛОМО 30А-32, достаточно простой, на бумагомасленных отечественных конденсаторах, нам по конструкции он больше понравился чем фильтр Sony APM-66ES, который более сложный с применением электролитов в НЧ и СЧ звене и применением гораздо худшего качества переменных резисторов проволочного типа. у Акустики ЛОМО стоит высококачественный галетный переключатель! - ни каких переменных проволочных резисторов!

Ну а что нам споют Sony APM-66ES? Когда мы их разместили перед ЛОМО нам показалось что они совсем крохотные, хотя на самом деле они гораздо крупнее любого современного полочника , просто ЛОМО обладают столь внушительными габаритами что затмили своими размерами 66-е. Материал для прослушивания мы выбрали тот же самый, чтобы в полной мере ощутить разницу в звучании. Несмотря на свои скромные размеры по сравнению с ЛОМО , Sony APM-66 нас приятно удивили. Конечно масштаб и монументальность совсем не как у 30А-32, но в целом звук, сбалансированный и очень чистый, лишенный малейшей окраски, всплесков, и может из-за этого, на первый взгляд кажется не таким эмоциональным и вовлекающим. Высокие частоты Sony APM-66, мягкие, воздушные, но хорошо осязаемые, слышна россыпь тарелок все послезвучия, песчинки в маракасах и тд. Всего этого у ЛОМО нет, так как 1А-17 «поет» только до 12 кГц, а Sony APM-66 выдают до 45 кГц. Правда нужно признать полное бессилие в воспроизведении духовых инструментов, у ЛОМО с их рупорами они получаются просто бесподобно (видимо окрас самих духовых инструментов совпадает по спектру с окрасом рупоров ЛОМО) , Sony APM-66 играют эти инструменты гораздо скромнее и сдержаннее, с меньшей палитрой красок.  Зато при прослушивании записи соло на ударных 66-е привели нас просто в экстаз, такой монументальный бас от этих колонок ну никак не ожидаешь! Причем он гораздо более очерченный и быстрый по сравнению с ЛОМО, у ЛОМО эта композиция получалась тоже великолепно, но присутствовал явный общий тональный окрас свойственный всем бумажным диффузорам, напомним, что одним из основных достоинств плоских диффузоров APM является полное отсутствие окраса и это мы смогли услышать в полной мере. Бас «малюток» Sony APM-66 удивил глубиной и структурированностью, возможно на некоторых композициях он так «не колебал» внутренние органы и был не таким масштабным, как у ЛОМО 30А-32, но на других композициях показывал лучшую структурированность и скорость. Надо отдать должное создателям плоских APM диффузоров, это реально что-то запредельное – добиться такого баса от сравнительно небольшого диффузора! 

Резюме. Получился очень интересный на наш взгляд тест, в котором мы смогли сравнить две совершенно разные конструктивно акустические системы. Две разные эпохи и разные школы колонкостроения. Выводы можете сделать сами, но от себя вынесем вердикт - ЛОМО 30А-32 безусловно крайне интересный вариант АС, их можно сравнить с динозаврами давно не существующей эпохи которые благодаря умелым рукам энтузиастов приобрели свой первоначальный вид полностью соответствующий оригиналу , так как все комплектующие оригинальные включая даже внутреннюю проводку и шурупы с винтами…Звучат они очень самобытно , очень жанрово и в этом их минус, если вы любитель джаза и подобной музыки эти АС могут стать идеальным для вас партнером, так как выдают совершенно откровенное и живое звучание. Мы думаем если к ним добавить пару хороших ламповых моноблоков, то результат будет еще более впечатляющим.

Sony APM-66ES это гораздо более универсальная «вещь», которая играет абсолютно все и при этом весьма не плохо но без откровений… От себя еще добавим, что любая АС из серии APM совершенно непревзойденно играет все виды тяжелого металла  - а как известно тяжелая музыка удается очень не многим акустическим системам. 

 

Оценка

ЛОМО 30А-32

Конструкция: 4

Звук: 4

Ценовой диапазон: 3

Sony APM-66ES

Конструкция: 4

Звук: 5

Ценовой диапазон: 2

 ps. Sony APM-66ES получили максимальную оценку за звук исходя из своей ценовой категории и из-за высокой стабильности звуковых характеристик на любом музыкальном материале. 

P.P.S. Мы получили доступ ко всем технологиям ЛОМО/Кинап, например, диффузоры для наших динамических головок 150ГДН-38Ф отливаются на том же оборудовании. Мы хотим "реинкарнировать" акустику ЛОМО 30А-32. С низкочастотным динамиков 2А-9 опыты уже успешно завершены (осталось еще больше "подтянуть" скорость), в данный момент ведется работа над СЧ/ВЧ рупором и драйверами 1А-17 и 1А-16, всех заинтересовавшихся просим связываться по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.