STEREOTEST

коалиция профессионалов

     в области звука!


               Компания

STEREOTEST

         Осуществляет:

* Поставку профессионального звукового

 и светового оборудования.

* Аренду профессионального звукового

 и светового оборудования.

* Инсталляции профессионального

звукового и светового оборудования

* Поставку Hi-Fi, High End аппаратуры

и домашних кинотеатров.

* Акустическая обработка помещений.

* Ремонт и сервисное обслуживание.


 

Разработка и поддержка сайта
«Турбо-Сайт»

Perfect series

Мы понимаем, что уже почти все изобретено и наше исследование возможно придет к уже когда-то использованной конструкции, в этом случае, мы выжмем из нее все и не жалея сил усовершенствуем до максимума! Нам нужна эталонная акустика для своих тестов и разработки акустического оформления помещений для прослушивания, такой мы сегодня на рынке не нашли!

Для начала расскажу что слушали, кроме того что представлено на сайте (очень вкратце):

1)         Dunlavy SC V

2)         Living Voice vox olympian

3)         Focal Grande Utopia EM

4)         Wilson Audio Alexandria X-2

5)         Sony/Esprit APM-8

6)         Technics SB-M1

7)         Technics SB-10000

8)         Ray Audio RM-4B

9)         JBL 4355

10)       JBL Hartsfield

11)       Ray Audio RM-6В Kinoshita Monitor by Kenrick Sound

12)       Dynaudio Evidence Master

13)       PMC MB2

14)       Tannoy Dimension TD12

15)       Acapella Audio Arts Spharon Excalibur

16)       Bowers & Wilkins 802 Diamond

17)       JBL Everest DD66000

18)       Tannoy Westminster Royal SE

19)       ATC SCM300A SL

20)       Exclusive model 2401twin

21)       Westlake Audio Tower SM-1

22)       Westlake Audio BBSM-15

23)       Zingali Client Name

24)       Ocean Way Recording HR-3

Что-то понравилось, а что-то разочаровало. Разочаровала, прежде всего, неоправданная цена многих современных моделей. Например, Zingali Client Name Evo 1.5 стоимостью  около 20 000 евро оснащены концертными профессиональными динамиками компании B&C стоимость комплекта из всех четырех динамиков даже недотягивает до 4000 евро. Дело еще не только в цене динамиков, а в том, что они не предназначены для высококачественного воспроизведения, там «катушки намотаны проводом толщиной с палец!», такие динамики рассчитаны на высокую мощность и звуковое давление, но не точность передачи звукового сигнала. Оставшиеся 16 000 евро понятно идут не на корпус и фильтр, которые тоже оставляют желать лучшего и едва стоят 4-5000 евро. Но зато не экономят на маркетинге (разные легенды о знаменитой компании Zingali с теплого побережья Тирренского моря выпускающую великие студийные мониторы и тд.) и на внешней отделке (шпон и лак действительно смотрятся великолепно). 

Проанализировав ситуацию на современном рынке, стало ясно, что сегодня туго с самыми главными компонентами акустической системы – динамиками! Все производство сосредоточено у нескольких компаний, лидером являются скандинавы (Peerless, Scan Speak, Vifa, SEAS – эти марки принадлежат одному собственнику) в ассортименте которых для хорошей большой акустики выбрать абсолютно нечего! Другие компании тоже не выпускают хороших больших динамиков, дело это не рентабельное. Те, кто часто посещают HIGH END выставки, могут не согласиться, а как же Российские производители - Slonov Sound Design, Forgotten Sound  и другие? Российские производители пошли по тому же пути, как и Zingali, ставят «дубовые» профессиональные динамики, деваться некуда!

Но нам проще! У нас нет коммерческой основы, и мы можем применить динамики, которые ныне не производятся или вовсе заказать производство динамиков для наших целей!

Многие зададутся вопросом, почему мы ищем именно большие динамики? Да потому что мы хотим сделать бескомпромиссные акустические системы и размером особо ограничиваться не будем (в разумных пределах!), тем более мнение о том (если еще кто не знает) что большие АС не звучат в небольшом помещении – миф. Законы физики никто не отменял и большой диффузор «цепляется за воздух» лучше маленького, т.е. большой диффузор давит на слои воздуха перед собой, а маленький разгоняет воздух по сторонам, поэтому живой звук, а именно размер инструмента, скорость, маленький диффузор предать не может.

Но, не всегда чем больше, тем лучше! Известно что диффузоры более 15` (380мм) трудно сделать приемлемого веса, поэтому, например, 18` динамики звучат хорошо только в качестве сабвуфера (как, например, в прослушанных нами Westlake Audio Tower SM-1).

Итак, мы изучили все 15` динамики, которые только возможно купить, и купили некоторые из них! Было проведено множество инструментальных (здесь не будем подробно останавливаться на них) и слуховых тестов.

 

Динамики были прослушаны напрямую без фильтра в свободном пространстве, с активным фильтром 12дб\Окт - 600Гц, 24Дб\Окт - 500Гц, 24Дб\Окт – 200Гц  в свободном пространстве, в ФИ (настраиваемый) и ЗЯ. Завершающая стадия прослушивания отобранных образцов проводилась с СЧ-ВЧ звеном собранном на широкополосном динамике Fostex 138ESR и в нескольких трех полосных акустических системах, вместо штатного НЧ динамика.

Испытуемые:

Diatone PW4014CM 

Sony 380W003

Technics EAS-38PL32S

Gauss 4583a

Stage Accompany SA1513

TAD TL-1601a

JBL LE-15A

Altec Lancing 515-8C (New Altec)

Sony SUP L-12

Altec Lancing 416-8b (New Altec)

JBL 2235H

JBL 2231A

Sony 270W001

Coral 15L-101

Fostex W400A-HR

Sony SUP-L11

FOSTEX W400A

TAD TL-1601a будет хорош только в фазоинверторе. JBL LE-15A напротив играет только в рупоре (пример JBL Paragon).

 

Многие динамики из выше перечисленных очень понравились, а некоторые не оправдали ожиданий (здесь не будем на этом останавливаться подробно).

Вывод по результатам теста: если делать самую бескомпромиссную акустику в мире, то на динамиках Sony SUP-L11, если самую популярную и повторяемую, то на TAD TL-1601a. Самая универсальная акустика получилась бы на Fostex W400A-HR, причем он будет хорош не только в прямом излучении, но и нагруженным на обратный рупор! Самая «коммерческая» акустика, по соотношению цена/звук/возможность собирать неограниченное количество, получилась бы на Great Plians Audio Model 515-8C и дала бы «прикурить» многим брендам за десятки тысяч $.  

Gauss 4583a и Altec Lancing 416-8b наиболее раскрываются в рупорном оформлении, хотя при грамотной реализации могут показать отличные результаты и в ФИ. 

 

 

 Удивил своими басовыми способностями Sony 380W003, а Technics EAS-38PL32S отличился высокой скоростью и масштабностью нижней середины, также всохитила направленность этого динамика – в любом даже в самом дальнем углу, звук почти как возле динамика!

По-настоящему восхитил инфранизкочастотными способностями Sony 270W001. Он безупречно (как не один динамик!) воспроизводит низкочастотный диапазон от 20 до 150Гц, причем нет никакой задержки, размазанности, фазовых искажений как у других динамиков или сабвуферов способных воспроизводить глубокий бас порядка 25-35 Гц. На этом динамике впервые раскрылись мелкие инфранизкочастотные детали некоторых композиций, бархатистые послезвучия, реверберации зала и тд. Но, к сожалению после 200-300Гц данный динамик теряет энергетику (это конечно в сравнении с лучшими образцами, что мы тестировали!). Но в акустике(Sony/Esprit APM-8) где использовался данный вуфер, имеется дополнительный динамик (акустика четырех полосная) который подхватывает и помогает на мидбасе и нижней середине. Изготавливать на базе этих динамиков что-то, смысла нет, т.к. уже все сделано – Sony/Esprit APM-8. Хочется отметить, что у данных динамиков срок службы подвесов 10-15 лет и при неквалифицированной замене на «левые» подвесы, они теряют свой звук! Но с Sony APM еще не так сложно! Например, если покупать, тот же винтажный а не новый AltecLancing 416-8b или другой с ткаными подвесами, то там могут быть большие проблемы связанные с высыханием пропитки подвесов. 

 

 

 

Многие динамики из выше перечисленных очень понравились, а некоторые не оправдали ожиданий (здесь не будем на этом останавливаться подробно).

Вывод по результатам теста: если делать самую бескомпромиссную акустику в мире, то на динамиках Sony SUP-L11, если самую популярную и повторяемую, то на TAD TL-1601a. Самая универсальная акустика получилась бы на Fostex W400A-HR, причем он будет хорош не только в прямом излучении, но и нагруженным на обратный рупор! Самая «коммерческая» акустика, по соотношению цена/звук/возможность собирать неограниченное количество, получилась бы на New Altec Lancing 515-8C но, к сожалению новые Altec от GPA сильно уступают по звуку старым винтажным Altec!    

Итак, НЧ динамик выбран.

Немного из истории…

 Оказывается, эти динамики разрабатывались вообще не для продажи (поэтому они и лучшие!), а специально для оснащения студий Sony Music и студий Голливуда принадлежавших корпорации Sony.  Sony вложились по полной! Все свои ресурсы и возможности бросили на разработку студийных мониторов дальнего – среднего поля. Для лучших студий – лучшее оборудование! Требовались акустические системы, не имеющие ограничений в динамике, прозрачности, не имеющие искажений заметных на слух и точно воссоздающие БСО в помещении студии, за основу бралось именно точное повторение звука БСО. А если акустика неотличимо воспроизведет БСО, то она воспроизведет всё!

В 1993 году для руководства над проектом пригласили гуру акустики Masaru Nagami (одного из основателей КБ Esprit). Masaru Nagami будучи уже на пенсии руководил проектированием одних из лучших АС выпущенных в Японии: SONY SS-GR1, которые были удостоенные премии Golden Sound Coty Award в 1991 году. Для 12` НЧ динамика SONY SS-GR1 группа инженеров под руководством Masaru Nagami разработала уникальный легкий композиционный конусный диффузор на основе целлюлозы и полиамидных разнонаправленных волокон. Данный конус дополняла линейная двойная система подвески диффузора, где верхний подвес не оказывает сопротивление, а служит только для предотвращения КЗ, а центрирующие шайбы выполнены из двойного текстиля с заполнением кремнием, - материалом с эффектом памяти, в результате при любых амплитудах подвижная система возвращается всегда четко на место без инерционных раскачиваний. Такая конструкция также сказалась положительно на долговечности.  

В новом проекте было принято решение работать в этом направлении, поскольку,  по мнению самого Masaru Nagami: - не было возможным изобрести что-то более совершенное для низкочастотного излучателя.

SS-GR1 SONY изображения []SS-GR1 SONY изображения [B]

 

 

 

 

 

 

 

SONY SS-GR1.

В результате был разработан не только самый совершенный 15` конусный диффузор, но и самая мощная и сложнейшая магнитная система, состоящая из восьми кобальтовых (Alnico V) стержней установленных вместо керна и дополнительный кольцевой кобальтовый магнит который повышает плотность магнитного поля и компенсирует потери в магнитопроводе. Сборка и настройка такой сложной магнитной системы требовала прецензионного оборудования и высшей квалификации персонала, возможен был только выпуск не более 2 - 4-х динамиков в месяц. Первые образцы Sony SUP-LL1 были изготовлены в 1995 году, выпускались два года (в 1997 году Sony закрывает свое подразделение профессионального аудио), и нетрудно подсчитать, что за это время было выпущено очень малое количество динамиков.  

TAD TL-1601A Vs Sony SUP-L11

К такому совершенному басавику изготовили еще более совершенный компрессионный драйвер - Sony SUP-T11, но об этом позже. А следующим шагом была изготовлена другая линейка НЧ динамиков – Sony SUP-L12 и Sony SUP-L14 соответственно 12 и 15 дюймов диаметром. Данные головки по конструкции проще, и сделаны для другого звука.

 После тестирования Sony SUP-L11 многим звукорежиссерам, привыкшим за долгие годы к динамикам обычной конструкции (TAD TL-1601a, TAD TL-1601b, TAD TL-1601c, TAD TL-1603, JBL 2235H, JBL ME150HS, JBL 1400Nd и тд.), было трудно работать.  Профессионалы заявляли, что такого звука не достичь в бытовых и концертных условиях, что записи,  сведенные на Sony SUP, просто не одна в мире акустика не сможет воспроизвести! Что им при финальном мастеринге нужно слушать такой звук как будет  на концерте или в хорошей домашней системе. Тогда для мастеринга было решено разработать динамики «в стиле» TAD и JBL – Sony SUP-L14. А системы на Sony SUP-L11 решили поставить на лайф, например, БСО находится  в одном помещении, а пультовая в другом за стеклом и для многодорожечной записи необходимо контролировать микс. Тут акустика на Sony SUP-L11 оказалась незаменимой, т.к. лучше всего могла воссоздать атмосферу живых инструментов, что позволило их абсолютно правильно записать.

Вопрос – почему именно динамики корпорации Sony оказались лучшими.

 Во-первых, на 1990 – е годы японская корпорация была одна из самых крупных и успешных в мире (как сейчас Apple) и могла выделить неограниченный бюджет на разработку лучшего продукта в своей категории.

Во-вторых, практически все 15` динамики разрабатывались изначально для профессиональных целей – озвучивания концертов, клубов и открытых площадок, а для этих целей важно, прежде всего, звуковое давление и мощность, а не качество звука. Даже признанные одними из лучших динамические головки, такие как TAD TL-1601a, JBL 2235H, Altec Lancing 515-8C и тд, были изначально разработаны для концертов или кинотеатров и уже, потом перекочевали в студии и домашние системы. И только Sony SUP-L11 выпускались специально для достижения максимального качества звука.

В-третьих, Sony SUP-L11 не коммерческие динамики, они разрабатывались не для продажи, а для внутреннего применения, их нет в буклетах, на них никогда не было ценника и сколько они реально стоят не знает никто!   

  Акустика выпускающаяся на динамиках Sony SUP, но были еще вариации которые делались на заказ для конкретных студий или помещений.

С басовым звеном мы определились, это будут Sony SUP-L11 (далее мы попробуем конструировать на других интересных динамиках), измерения и прослушивания показали, что данные динамики могут работать до 800Гц, это говорит о том, что мы можем на них сделать двухполосную АС. Но чтобы «не придумывать велосипед» ибо в акустике уже давно все придумано и последние 25 лет уже нет ни одного нового изобретения, и видимо в ближайшем будущем не предвидится, мы решили изучить вопрос о мониторах Sony подробнее.

В 1995 – 1997 годах на головках Sony SUP-L11 и Sony SUP-T11 была выпущена линейка студийных мониторов  Sony SEM 5s и Sony SEM 5w и еще несколько моделей, о которых практически невозможно найти информацию. А информации нет, потому что они стоят на студиях и их запрещено фотографировать. В интернет лишь просочилось несколько фотографий, это Sony SEM 5w в которые кто-то поставил динамики TAD TL-1601a (возможно это самодельный вариант) и Sony SEM5s которые видимо, попали в частные руки с разрушенной при стихийном бедствии в Японии студии.    

 

 

Sony SEM5S.

В оригинальных акустических системах Sony динамик Sony SUP-L11 работал до 600Гц, а дальше включался компрессионный драйвер, нагруженный на рупор специальной формы. Sony SUP-T11 компрессионный драйвер специально разработанный для высококачественного воспроизведения музыки и также как Sony SUP-L11 имеет беспрецедентную конструкцию.

Компрессионный драйвер Sony SUP-T11 обладает уникальными возможностями как не один другой драйвер из, когда либо выпускавшихся.  Ближайший конкурент, кто смог хоть немного подобраться к Sony, это TAD TD-4001. Мы также перебрали около 20 компрессионных драйверов (здесь все перечислять не будем). При 4` катушке Sony SUP-T11 способен работать от 450Гц до 24 кГц! Лучший показатель TAD TD-4001: 450Гц – 20 кГц и JBL 476Be: 500Гц – 16 кГц. Причем очень обидно за JBL, они только в середине 2000-х годов смогли изготовить 4` мембрану из чистого бериллия, тогда как Pioneer драйверы TAD TD-4001 выпускает с начала 1980-х годов. Ладно, JBL сделали, но их 476Be устанавливаемые в акустику JBL Everest DD 66000, JBL Everest DD 67000 совсем не тянут ВЧ и не так уж низко работают, как те же TAD TD-4001. Короче JBL от Pioneer отстают на более чем 30 лет, даже взяв технологии TAD, они не дотянули до них.

 Sony SUP-T11, TAD TD-4001 и обычная купольная пищалка.

В чем же секрет Sony SUP-T11? Прежде всего, в прецизионной магнитной системе на основе кобальтовых магнитов и высококлассного магнитомягкого железа. Драйвер также отличался сверхтонкой многослойной алюминиевой диафрагмой изготовленной методом напыления частиц алюминия с позолоченным подвесом (золото мягче алюминия и лучше деформируется). Сверхтонкая алюминиевая диафрагма, эластичный позолоченный подвес, большой объем компрессионной камеры, заполненной звукопоглотителем из вспененного никеля, цинковый антирезонансный корпус все это дает не искаженный звук и широкий диапазон частот.

Итак, у нас есть пара головок Sony SUP-L11 и Sony SUP-T11, очевидно, что на этих динамиках надо конструировать нечто подобное, что конструировали инженеры Sony, под руководством Masaru Nagami. Но мы хотели делать максимальный вариант на двух Sony SUP-L11, и эта акустика будет единственной, ее нельзя повторить и сделать даже на заказ.

Тогда мы начали копать глубже, и нашли в Японии небольшую компанию – GTS, в этой компании работает один инженер из команды Masaru Nagami, а также они приобрели у Sony кое-какое оборудование и оснастку. Компания GTS сегодня изготавливает динамики и акустические системы внешне очень похожи на изделия команды Masaru Nagami, цена за товар заоблачная, число продаж в год - по пальцам одной руки.

Сначала мы провели сравнительный анализ динамиков GTS и Sony – некоторые узлы динамиков Sony SUP не удалось повторить и пришлось изменять конструкцию. Затем мы провели тестовые прослушивания, где стало понятно, что, несмотря на внешнее сходство звук разный. Прежде всего, звук GTS ровнее, но не такой вовлекающий и эмоциональный, а общий характер, и выдающаяся подача Sony и GTS схожи.

 Sony SUP-T11.

Драйвер GTS. 

Компрессионный драйвер GTS и SonySUP-T11. Невооруженным глазом видно, что магнитная сборка устроена по-другому – другое магнитомягкое железо, из-за этого другая его масса и форма. Фазовыравнивающее тело у Sony состоит из пяти сегментов, а у GTS из четырех, горло у Sony покрыто полимерным составом, а у GTS из шлифованной латуни с золотым напылением,  а вот на подвес диафрагмы не напылили. В общем, ребята из GTS пытались выровнять АЧХ , это им удалось частотка получилась гладкой, но частично ушла эмоциональность…

Проанализировав конструктив динамиков Sony SUP и GTS, мы пришли к выводу, что динамики GTS можно модернизировать, причем не повторить конструкцию Sony, а взять из нее только лучшее, и лучшее оставить то, что сделано у GTS.

В итоге заказали у GTS комплект динамиков в разобранном (т.е. не собранном изначально) виде для переделки. Интересно, ребята из GTS узнав о том, что мы их хотим переделывать, за разобранный вид запросили дополнительные деньги.

Sony SUP-L11. Уникальная, единственная в мире магнитная система с двумя магнитами, где внешний кольцевой магнит "подмагничивает" или повышает коэрцитивную силу внутренних кобальтовых стержней, когда их размагничивает ЭДС возникающая в катушке. Подобная система применялась в динамиках с подмагничиванием,только там служил источником энергии электромагнит черпающий мощь от электро сети. 

НЧ динамик GTS. Магнитная система повторена в точности, отличия небольшие в материалах, но не принципиально. Принципиальны изменения в катушке. Видно, что GTS пытались облегчить подвижную систему, а именно катушку, т.к. она составляет не малую часть веса. Каркас у Sony двухслойный стеклотексталит и алюминий у GTS это бумага. Нам такое решение в корне не понравилось! Возвращать вес катушки Sony не хотелось, но и хлипкую плохо охлаждаемую бумагу ставить мы тоже не будем. Решили каркас изготовить из титана, и обложить его тонкой бумагой куда уже и будет ложится намотка. Еще, в GTS с бумажным каркасом катушки не учли то, что Sony не зря внутреннию часть стеклотекстолитового каркаса покрыли алюминием, оказывается что алюминий уменьшает воздействие токов Фуко. Наш каркас из титана также работает как и алюминий у Sony, (титан парамагнитный металл), только каркас прочнее, легче и имеет идеальную теплоотводность.

После переделки все динамики не просто оправдали ожидания, а восхитили своим натуралистичным и вовлекающим звуком!В данный момент идет разработка акустических систем на базе данных динамиков, эти системы будут эталоном качества для создания линейки более простых АС, но с таким же реалистичным характером звука!

Далее здесь появятся фотографии и отсчет о прослушивании STEREOTEST Perfect speakers.